- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Как считают эффективность «зеленого офиса»
, выступившие экспертами нашего проекта «Зеленый офис», предложили компаниям оценить эффект от «зеленого» офиса по трем основным параметрам (см. анкету на стр. 10). Первый — экологическая результативность. Второй — экономическая эффективность. И третий — влияние на корпоративную культуру. Самым легким оказался первый пункт. Экологическую результативность хотя бы по одному какому-либо критерию смогли показать все компании — участники проекта, ответившие на вопросы анкеты.
Бумажные деревья
Так, 12 компаний точно знают, сколько бумаги они собрали и сдали на переработку в прошлом году. Причем сбор макулатуры — один из самых распространенных элементов «зеленого» офиса. Ее собирают 87% компаний-участниц.
А компании «Фокстрот» и Nemiroff считают макулатуру в деревьях. Из расчета 1 тонна макулатуры эквивалентна 17 сохраненным деревьям. В среднем офисные компании собирают в год от 1 до 5 тонн отработанной бумаги. У производственников результаты выше — в среднем 7-15 тонн.
Менее активно мониторят экономию бумаги от двусторонних распечаток. Всего 9 компаний могут сказать о результатах. По их оценкам, в среднем в офисе экономия составляет около 20-30% в год. Именно столько сэкономили в 2009-м юридическая фирма Magisters и компания «Эрнст энд Янг». Чуть более экономным оказался ПроКредит Банк с результатом 28%. 2 млн. листов бумаги А4, которые сэкономил в прошлом году мобильный оператор «Киевстар». А вот много это или мало — сказать сложно. На вопрос, ведете ли вы оценку экологической эффективности «зеленого» офиса, в компании ответили, что пока нет, но планируют сертификацию по стандарту ISO 14001.
Еще сложнее оказалось компаниям оценить результаты введения электронного бумагооборота, хотя он существует в 30 компаниях. И только в одной его нет, но планируют вот-вот ввести. Несмотря на то что все компании убеждены в высокой эффективности такого шага, подтвердить свою уверенность цифрами может только шестая часть приславших анкеты.
Например, четкое представление о результатах имеет компания «МТС». Здесь работает около 20 электронных баз, и известно, что каждая экономит в год около 100 кг бумаги. А вот в «Ренессанс Капитал Украина» в килограммах результативность, переходя на электронный документооборот, не оценивают. Здесь считают, что основной пользой от внедрения такой системы стала не экономия бумаги, а более эффективная организация труда.
Только 4 из 31 компании назвали хоть какие-то количественные индикаторы по экономии электричества, тепла и воды. И только шестая часть — сколько выбросов парниковых газов удалось избежать в результате таких активностей «зеленого» офиса, как, например, телеконференции. Большинство менеджеров, призванных мониторить результаты, признаются, что просто не знают методики таких расчетов.
Считают наугад
С вопросом об экономической эффективности дела обстоят еще хуже. Лишь одна компания из всех участников назвала конкретную цифру экономии. Эту цифру подсчитали в группе компаний «Фокстрот».
Такая же ситуация с оценкой влияния «зеленой» активности на корпоративную культуру. Только компания «Киевстар» сообщила, что в ежегодном опросе сотрудников IVC (исследование о внутренней ценности организации) предусмотрен замер отношения сотрудников к вопросу защиты окружающей среды.
«Наш опыт показывает, что большинство украинских компаний, которые тем или иным образом практикуют «зеленый» офис в своих организациях, не имеют на сегодняшний день специальных показателей, равно как и системы оценки его экономической эффективности», — отмечает руководитель управления корпоративных коммуникаций компании «Оранта» Александра Афанасьева. По ее словам, компания намерена в 2010 году начать проект по созданию системы KPI, которая была бы применима для «зеленого» офиса в украинских реалиях.
Мониторинг результатов финансовой информации обязательно должен быть. Во-первых, это нужно для того, чтобы инициативная группа получила поддержку высшего руководства в инвестировании «зеленых» проектов. Кроме того, когда есть реальные результаты, легче вовлекать в этот процесс сотрудников. Если оценка эффективности не ведется, то и рассказ о пользе, которую приносит компания природе, воспринимается больше как PR.
Украинским компаниям придется заняться разработкой системы оценки «зеленого» офиса еще и потому, что в мире намечается тенденция к его сертификации. Пока что такой сертификат можно получить только в Финляндии. Его дает специально созданное для этого подразделение Фонда дикой природы (WWF).
Как участники проекта реализуют «зеленый» офис*
Как компании вторично используют ресурсы, % опрошенных
Многоразово используют картриджи | 93 |
Собирают макулатуру | 87 |
Используют многоразовую посуду | 74 |
Утилизируют батарейки, старые мобильные телефоны | 48 |
Как компании приобщают сотрудников к практикам «зеленого» офиса, % опрошенных
Путем корпоративной рассылки | 83 |
Через корпоративный сайт | 67 |
На тренингах и семинарах | 23 |
Как компании уменьшают карбоновый след, % опрошенных
Заменяют командировки телеконференциями | 77 |
Кооперируются, добираясь до офиса на одном авто | 58 |
Пропагандируют общественный транспорт | 39 |
Организуют трансфер до офиса | 39 |
Как компании экономят электроэнергию, % опрошенных
Отключают мониторы, «спящий» режим» | 90 |
Закупают энергоэффективную технику | 87 |
Закупают энергосберегающие лампочки | 87 |
Выключают свет, выходя | 83 |
Как компании экономят ресурсы, % опрошенных
Используют двустороннюю печать | 96 |
Ввели электронный документооборот | 96 |
Установили бачки с «экономным» сливом в туалетах | 70 |
Закупают экологически-дружественную бумагу | 54 |
Установили «экономные» краны для воды | 39 |
*Всего была опрошена 31 компания