НБУ курс:

USD

41,70

+0,05

EUR

43,82

+0,10

Наличный курс:

USD

41,80

41,77

EUR

44,20

44,05

Как считают эффективность «зеленого офиса»

Только восьмая часть всех участников проекта «Зеленый офис» мониторит экономическую эффективность и оценивает ее в конкретных цифрах
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

, выступившие экспертами нашего проекта «Зеленый офис», предложили компаниям оценить эффект от «зеленого» офиса по трем основным параметрам (см. анкету на стр. 10). Первый —  экологическая результативность. Второй — экономическая эффективность. И третий —  влияние на корпоративную культуру. Самым легким оказался первый пункт. Экологическую результативность хотя бы по одному какому-либо критерию смогли показать все компании — участники проекта, ответившие на вопросы анкеты.

Бумажные деревья

Так, 12 компаний  точно знают, сколько бумаги они  собрали и сдали на переработку в прошлом году. Причем сбор макулатуры — один из самых распространенных элементов «зеленого» офиса.  Ее собирают 87% компаний-участниц.

А компании «Фокстрот»  и Nemiroff считают макулатуру в деревьях. Из расчета 1 тонна макулатуры эквивалентна 17 сохраненным  деревьям. В среднем офисные компании собирают в год от 1 до 5 тонн отработанной бумаги. У производственников  результаты выше — в среднем 7-15 тонн.

Менее активно мониторят   экономию бумаги от двусторонних распечаток.  Всего 9 компаний могут сказать о результатах. По их оценкам, в среднем в офисе экономия составляет около 20-30% в год.  Именно столько сэкономили в 2009-м юридическая фирма Magisters и компания «Эрнст энд Янг». Чуть более экономным оказался ПроКредит Банк  с результатом 28%. 2 млн. листов бумаги А4, которые сэкономил в прошлом году мобильный оператор  «Киевстар». А вот много это или мало  —  сказать сложно. На вопрос, ведете ли вы оценку экологической эффективности «зеленого» офиса, в компании ответили, что пока нет, но планируют сертификацию по стандарту ISO 14001.

Еще сложнее оказалось компаниям оценить результаты введения электронного бумагооборота, хотя он существует  в 30 компаниях. И только в одной его нет, но планируют вот-вот ввести. Несмотря на то что все компании убеждены в высокой  эффективности такого шага,  подтвердить свою уверенность цифрами может только шестая часть приславших анкеты.

Например, четкое представление о результатах имеет компания «МТС». Здесь работает около 20 электронных баз, и известно, что каждая экономит в год около 100 кг бумаги. А вот в «Ренессанс Капитал Украина» в килограммах результативность, переходя на электронный документооборот, не оценивают. Здесь считают, что основной пользой от  внедрения такой системы  стала не экономия бумаги, а более эффективная организация труда.

Только 4 из 31 компании назвали хоть какие-то количественные индикаторы по экономии электричества, тепла и воды.  И только шестая часть  —  сколько выбросов парниковых газов удалось избежать в результате таких активностей «зеленого» офиса, как, например, телеконференции. Большинство менеджеров, призванных мониторить результаты, признаются, что просто не знают методики таких расчетов.

 Считают наугад

С вопросом об экономической эффективности  дела обстоят еще хуже. Лишь одна компания  из всех участников назвала конкретную цифру экономии. Эту цифру подсчитали в группе компаний «Фокстрот».

Такая же ситуация с оценкой влияния «зеленой» активности на корпоративную культуру. Только компания «Киевстар» сообщила, что в ежегодном опросе сотрудников  IVC (исследование о внутренней ценности организации) предусмотрен замер отношения сотрудников к вопросу защиты окружающей среды.

«Наш опыт показывает, что большинство украинских компаний, которые тем или иным образом практикуют «зеленый» офис в своих организациях, не имеют на сегодняшний день специальных показателей, равно как и системы оценки его экономической эффективности», — отмечает руководитель управления корпоративных коммуникаций компании «Оранта» Александра Афанасьева. По ее словам, компания намерена в 2010 году начать проект  по созданию системы KPI, которая была бы применима для «зеленого» офиса в украинских реалиях.

Мониторинг результатов финансовой информации обязательно должен быть. Во-первых, это нужно для того, чтобы инициативная группа получила поддержку высшего руководства в инвестировании «зеленых» проектов. Кроме того, когда есть реальные результаты, легче вовлекать в этот процесс сотрудников. Если оценка эффективности не ведется, то и рассказ о пользе, которую приносит компания  природе, воспринимается больше как PR.

 Украинским компаниям придется заняться разработкой системы оценки «зеленого» офиса еще и потому, что в мире намечается тенденция к его сертификации. Пока что такой сертификат можно получить только в Финляндии.  Его дает специально созданное для этого подразделение Фонда дикой природы (WWF).

Как участники проекта реализуют «зеленый» офис*

Как компании вторично используют ресурсы, % опрошенных

Многоразово используют картриджи

93

Собирают макулатуру

87

Используют многоразовую посуду

74

Утилизируют батарейки, старые мобильные телефоны

48

Как компании приобщают сотрудников к практикам «зеленого» офиса, % опрошенных

Путем корпоративной рассылки

83

Через корпоративный сайт

67

На тренингах и семинарах

23

Как компании уменьшают карбоновый след, % опрошенных

Заменяют командировки телеконференциями

77

Кооперируются, добираясь до офиса на одном авто

58

Пропагандируют общественный транспорт

39

Организуют трансфер до офиса

39

Как компании экономят электроэнергию, % опрошенных

Отключают мониторы, «спящий» режим»

90

Закупают энергоэффективную технику

87

Закупают энергосберегающие лампочки

87

Выключают свет, выходя

83

Как компании экономят ресурсы, % опрошенных

Используют двустороннюю печать

96

Ввели электронный документооборот

96

Установили бачки с «экономным» сливом в туалетах

70

Закупают экологически-дружественную бумагу

54

Установили «экономные» краны для воды

39

*Всего была опрошена 31 компания