- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Металлурги обеспечили себя работой
Отечественные металлурги почти оправились от мирового кризиса. Компании начинают активно формировать портфель заказов на 2010 год. «Если в начале 2009-го металлургические компании имели заказы только на текущий месяц и не знали, что будет в следующем, то в этом году ситуация изменилась кардинально. Метпредприятия уже подписали контракты как минимум на 2-3 месяца. А некоторые обеспечили себя заказами на ближайшие 4 месяца», — говорит аналитик инвестиционной компании «Драгон Капитал» Сергей Гайда. Подтверждают улучшение ситуации и на самих предприятиях. Как сообщил «ДЕЛУ» Владимир Бойко, председатель правления одного из крупнейших меткомбинатов страны — ММК им. Ильича, — предприятие полностью обеспечено заказами на февраль-март. Еще лучше, по информации «ДЕЛА», ситуация на другом мариупольском комбинате. Принадлежащая «Метинвест Холдингу» Рината Ахметова «Азовсталь» подписала контракты, которые гарантируют стабильную работу комбината вплоть до июня.
Сегодня компании, которые работают в Средиземноморском регионе, увеличивают потребление металлопродукции в основном благодаря госпрограммам, рассчитанным на поддержку местных производителей. «Благодаря госпрограммам по стимулированию закупок новых автомобилей увеличивается спрос на металл со стороны автопроизводителей», — приводит пример Сергей Гайда, аналитик инвесткомпании «Драгон Капитал».
По мнению экспертов, украинская продукция сейчас достаточно конкурентоспособна. «Украинский прокат выигрывает во многом за счет своей низкой стоимости», — поясняет Юрий Рыжков. К тому же весной эксперты ожидают снижения предложения на экспорт у основного украинского конкурента на внешних рынках — России. «С оживлением внутреннего спроса российские производители переориентируют часть поставок на собственный рынок», — прогнозирует аналитик инвесткомпании «Конкорд Капитал» Андрей Герус.
Кроме благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, отечественные металлурги, по мнению экспертов, в последнее время могут рассчитывать и на рост внутреннего спроса. Так, по словам Андрея Геруса, сейчас в Украине оживляется машиностроение, в первую очередь вагоностроение. Это подтверждают и сами производители. Руководители четырех ведущих предприятий отрасли — Крюковского, Стахановского вагоностроительных заводов, «Днепровагонмаша» и «Азовмаша» — еще в конце 2009-го заявили, что выходят на докризисный уровень производства. В частности в ноябре представитель стахановского предприятия Максим Прасолов заверил «ДЕЛО», что предприятие вышло на докризисный уровень — 500 вагонов в месяц — в IV квартале 2009-го.
Комментарий эксперта
Ситуация хорошая — заказов хватает. Но есть и проблемы
Владимир Бойко, председатель правления ММК им. Ильича
Владимир Семенович, как вы можете охарактеризовать нынешнее положение на рынке металлопродукции?
В принципе ситуация хорошая: заказов хватает.
За счет каких стран вам удалось заполнить портфель заказов?
В основном за счет наших традиционных рынков: Европы, Турции, России.
Если говорить о проблемах, как обстоит дело с обеспечением сырьем?
Проблем с железорудным сырьем нет, его достаточно. Но есть проблемы с обеспечением коксом и металлоломом. Кокса не хватает, а цены на лом высоки.
Чем, на ваш взгляд, вызвана нехватка кокса?
В первую очередь дефицитом коксующихся углей в Украине. Его коксохимикам приходится импортировать.
Есть ли проблемы у вашего предприятия в связи с непогодой?
Были проблемы с железной дорогой. У нас в январе на два дня в Ясиноватой были заблокированы составы с коксом.
Также были проблемы и на самом комбинате. Из-за морозов затруднена была разгрузка и погрузка составов. Все это негативно сказалось и на производстве.
А с отгрузкой в портах проблемы были?
По поводу погоды с портами проблем нет. Проблемы с портами лежат в другой плоскости. Я всегда говорил и говорю, чтонынешнюю ситуацию с портовыми сборами надо менять. То, что они осуществляются в долларах, неприемлемо. Практически в нынешних условиях порты наживаются за наш счет.
Как обстоит ситуация с возмещением НДС?
Ситуация по НДС сложнейшая. Задолженность перед предприятием за период с 1 января 2009-го до 1 января 2010 года выросла почти в три раза. Сейчас она составляет 800 млн. грн., из которых 555 млн. — просроченная задолженность.