- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
На каких лекарствах зарабатывают аптеки
За три квартала текущего года аптечная розница Украины закупила препаратов на сумму 12,3 млрд. грн. (или 1,55 млрд. в пересчете на доллары США). Это на 8,6% больше, чем приобрели за тот же период прошлого года (в долларах — +5,8%).
Лидеры продаж
Самый популярный у у торговцев лекарствами препарат — «Актовегин» (применяется для лечения заболеваний центральной нервной системы, производитель — «Никомед»). За январь-сентябрь, по данным исследовательской компании SMD, аптечные сети закупили препарат на общую сумму 134 млн. грн. Востребованность препарата объясняется тем, что в Украине не производятся его аналоги, тогда как от патологий центральной нервной системы и нарушений мозгового кровообращения страдает большое количество украинцев. Так, согласно официальной статистике, в Украине ежегодно регистрируется 750 тыс. случаев заболеваний центральной нервной системы (а всего таких больных в Украине — 2,2 млн.) и 2,4 млн. заболеваний, связанных с различными нарушениями кровообращения.
Почти 100 млн. грн. составили закупки аптеками отечественного препарата от кашля «Кодтерпин IC» (компании «Интерхим»), который показан в том числе при заболеваниях легких. Количество приобретенного аптечной розницей препарата по сравнению с январем-сентябрем 2009 года выросло почти на треть. С этими показателями «Кодтерпин» — на второй позиции.
На третьем месте — «Милдронат» (применяется при пониженной работоспособности и заболеваниях сердца, производитель — «Гриндекс»). Этого препарата за девять месяцев аптеки приобрели на 73 млн. грн.
Достаточно популярны гепатопротекторный препарат французской компании Sanofi Aventis «Эссенциале форте Н» и спазмолитик той же компании «Но-Шпа». Отметим, что «Эссенциале» в прошлом году был на шестой позиции, а в этом переместился на четвертую. Продажи препарата по итогам девяти месяцев выросли почти на 17% (по сравнению с январем-сентябрем 2009-го).
Теряет свои позиции «Мезим форте» (применяется при нарушениях пищеварения, производитель — «Берлин-Хеми»). По итогам I-III кварталов этого года аптечная розница направила на закупки этого препарата 58 млн. грн., что на 22% меньше, чем за такой же период 2009 года. Препарат переместился с третьей позиции в прошлом году на седьмую в этом.
Можно смело утверждать: препараты — рекордсмены по объемам закупок — одновременно являются лидерами розничных аптечных продаж. «Перечень лидирующих медикаментов по объемам аптечных закупок практически не отличается от аналогичного списка, построенного на основе анализа розничных продаж, особенно при анализе долгосрочных периодов», — констатирует Евгений Живодерников, заместитель генерального директора компании SMD.
САМЫЕ ПРОДАВАЕМЫЕ ПРЕПАРАТЫ КОМПАНИЙ «БОЛЬШОЙ ФАРМЫ»*
Pfizer | 45,4 |
sanofi-aventis | 40,9 |
Novartis | 38,5 |
GlaxoSmithKline | 36,7 |
Roche | 36,0 |
AstraZeneca | 31,9 |
Merck&Co. | 26,9 |
Johnson&Johnson | 22,5 |
Eli Lilly&Co. | 20,6 |
Bristol-Myers Squibb | 18,8 |
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Украинцы лечатся не от тех болезней
Михаил ВЛАСЮК,вице-президент ассоциации «Партнерство и доверие»:
Разница между наиболее продаваемыми препаратами в Европе и Украине связана в первую очередь с системой медицинского обслуживания населения. В Европе в большинстве стран действует страховая медицина. Существуют протоколы лечения для всех типичных заболеваний, в которых указаны необходимые для этого препараты. То есть наиболее продаваемые препараты в Европе — это прежде всего рецептурные препараты. Во-вторых, это препараты, отражающие структуру заболеваемости населения в конкретных странах. В-третьих, это препараты, рекомендуемые институтом страховой медицины для лечения этих заболеваний.
В Украине в условиях отсутствия страховой медицины на первый план выходит реклама лекарственных средств. Рецептурные препараты составляют всего 31% от общего количества лекарственных средств в упаковках. В подавляющем большинстве случаев рецептурные препараты в Украине можно приобрести без рецепта.
Структура потребления лекарственных средств в Украине не соответствует структуре заболеваемости населения. Аналогичная картина наблюдается во всех постсоветских странах. В той же России лидерами продаж в течение многих лет были настойка боярышника («аптечный коньяк»), как недорогая и относительно безвредная спиртосодержащая жидкость, и «Виагра». В Украине лидеры продаж — чаще всего безрецептурные средства для лечения желудочно-кишечного тракта, хотя по заболеваемости и смертности в Украине, как и во всем мире, первое место занимают сердечно-сосудистые заболевания.
Справедливости ради стоит отметить, что доля генерических препаратов в мире неуклонно растет. Это связано с необходимостью сдерживать рост затрат на здравоохранение. В этом плане Украина впереди планеты всей. Доля генериков составляет 85% в деньгах и 96% — в упаковках.