- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
100 дней правительства: что изменилось для украинского агробизнеса при министре Швайке
Украинская аграрная ассоциация по запросу Delo.UA подготовила обзор законодательных изменений за 100 дней работы министра аграрной политики и продовольствия Игоря Швайки, меняющих правила ведения бизнеса в украинском АПК.
Начало 2014 года принесло целый рад изменений в законодательстве, существенно влияющих на агробизнес. Изменения, по оценкам аграрных ассоциаций, имеют как позитивные, так и негативные последствия.
Что принято
Из законов, резко негативно влияющих на агробизнес, стоит отметить закон "О предотвращении финансовой катастрофы и создания предпосылок для экономического роста в Украине", вступивший в действие с 1 апреля 2014 года. Он принес аграриям сразу три проблемы:
1. Введение ценового регулирования на рынке аренды земли. Если ранее для земель сельхозназначения минимальный размер арендной платы был привязан к размеру земельного налога, то теперь арендная плата за землю не может быть меньше 3 процентов от нормативной денежной оценки земли для всех категорий земель.
Данное изменение фактически означает введение ценового регулирования на рынке аренды земли, поскольку нормативно-денежная оценка земли жестко регулируется постановлениями Кабинета Министров Украины. Т.е. теперь простым решением увеличить на бумаге денежную оценку земли правительство может диктовать арендаторам цены на аренду, при этом взимая больше налогов.
2. Временное прекращение действия существующей системы возврата НДС при экспорте зерна. Практика возврата НДС при экспортных операциях с зерновыми и техническими культурами (при условии, что их осуществляют сельхозпроизводители или предприятия, которые непосредственно купили у них зерновые/технические культуры) фактически приостановлена на период с 1 апреля 2014 года по 1 октября 2014 года.
3. Увеличение фиксированного сельскохозяйственного налога. Законом вводится увеличение фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН) минимум в 5,6 раз с 1 января 2015 года. Если ранее ФСН (0,15%) взимался от нормативной денежной оценки одного гектара сельскохозяйственных угодий, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 года, то теперь он будет учитывать ежегодный коэффициент индексации.
Пока неизвестно, каким будет коэффициент индексации в 2015 году. В целом по стране объемы уплаты ФСН возрастут с 130 млн грн. в год до не менее 730 млн грн.
Т.к. и коэффициент индексации, и размер нормативной денежной оценки земли вручную устанавливается Кабмином, существует угроза дальнейшего роста налогов без внесения изменений в Налоговый кодекс.
Кроме того, принят Кабминовский закон о сокращении госбюджета (1128-VII от 17.03.2014), который, пусть и всего на 5,5%, но уменьшает общие государственные расходы.
К позитивным решениям стоит отнести отмену Верховной Радой двух наиболее денежных коррупционных схем, существовавших в сельском хозяйстве: обязательную сертификацию зерна и зернохранилищ, а также техосмотр сельхозтехники.
"Если техосмотр забирал у аграриев около 100 млн грн в год и был менее затратным, то сертификация зерна уже давно стала настоящим символом коррупции на аграрном рынке. Получение, в сущности, никому не нужных сертификатов ежегодно обходилось украинскому агробизнесу в сотни миллионов долларов", — комментирует глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар.
Что не принято
К числу законопроектов, принятия которых наиболее ожидают аграрии, можно отнести следующие нормативные акты — "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов", "О кормах", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации и регистрации животных", "О побочных продуктах животного происхождения, не предназначенных для потребления человеком", "О государственном контроле в сфере обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и кормов, благополучия животных".
Разработкой этих документов занималось министерство еще при Николае Присяжнюке. Документы только сейчас начинают регистрировать в Верховной Раде.
Отметим, что принятие этих документов необходимо, в том числе, для открытия экспорта украинской животноводческой продукции на европейский рынок.
Что стоило бы принять
В то же время в ВР есть ряд законопроектов, которые должны решить реальные проблемы аграриев, однако пока парламент не приступал к их рассмотрению даже в первом чтении.
Их можно разделить на 2 группы: упрощающие ведение бизнеса и мешающие создавать новые схемы коррупционные схемы.
К первой группе стоит отнести законопроект № 3237 (существенно упрощает процесс регистрации прав на земли сельхозназначения) и № 3316 (эколого-экономическое обоснование севооборота заменяет контролем почвоутомления, кардинально сокращает перечень документов, необходимых для заключения договора аренды).
Ко второй группе относятся:
- 3469 (гарантирует аграриям свободу выбора: продавать сельхозпродукцию на бирже или вне ее);
- 2513а (не дает загнать зернохранилища в обязательный "Гарантийный фонд", сулящий владельцам элеваторов астрономическими потерями в 10 млрд. грн.);
- 3140 (убирает из законодательства возможность обладминистраций блокировать зерно в пределах области).
Проблемы коммуникации
Профильные аграрные ассоциации неоднократно заявляли, что министр Игорь Швайка не смог построить нормальных отношений с бизнесом и общественными организациями.
Открытое противостояние началось с того, что министр не пришел на третий Всеукраинский аграрный форум. Представители президиума Всеукраинского аграрного форума — главы Клуба аграрного бизнес, Союза птицеводов Украины, Аграрного союза Украины, а также Украинской аграрной конфедерации и Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины выразили министру недоверие.
В ответ министр решил создать новый аграрный форум — Всеукраинский аграрный совет, в состав которого указанные выше ассоциации не вошли.
"Для министерства важно, чтобы в аграрном секторе был институт, который занимался бы наработкой решений и подавала бы их для совместной реализации с министерством, правительством и Верховной Радой. Что касается тех ассоциаций, которые действуют на сегодняшний день, то уровень их предложений, оформление их экспертных выводов и проектных решений не удовлетворяет потребности министерства", — заявил министр Швайка.
Профильные ассоциации в свою очередь заявили, что многие инициативы министерства и координируемых им ведомств пока существуют лишь на словах. Часть из них потенциально опасна для аграрного бизнеса — ограничение земельного банка агрохолдингов, кардинальное увеличение штрафов за несоблюдение утвержденного государством севооборота и некоторые другие.
Аграрные ассоциации считают, что министерству АПК нужен новый глава.
По словам генерального директора Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Владимира Лапы, министром АПК необходимо назначить человека с глубоким пониманием отрасли или того, кто в короткие сроки освоит эти знания.
"Человек, который глубоко владеет вопросами аграрной политики, в том числе и историей формирования аграрной политики в Украине, а с другой стороны — человек с более глобальным мышлением и со знанием специфики регулирования и работы аграрного сектора в ЕС. Поскольку в ближайшее время нас ждет очень напряженная работа по адаптации законодательства в разных сферах. Очевидно, что это должен быть министр, который владеет этими вопросами или может сформировать команду, которая будет заниматься этими вопросами", — убежден Владимир Лапа.
Станут ли первые 100 дней министра Игоря Швайки началом или концом его карьеры в аграрном ведомстве покажет время. Можно отметить, что произошло движение в сторону упрощения ведения бизнеса аграриев. С другой стороны, готовить о начале системных реформ в аграрном секторе не приходится.