НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

53% всех заявленных трансграничных M&A сделок заключены с европейскими компаниями

53% всех заявленных трансграничных M&A сделок заключены с европейскими компаниями
Компания Deloitte опубликовала ежегодный обзор сделок по слиянию и поглощению M&A Index 2016. Особенностью 2015 года стал рост количества трансконтинентальных сделок, но Украина пока стоит в стороне от этих процессов

В 2015 году в мире было заключено и объявлено о М&А сделках на сумму $4 трлн, что стало динамичным ростом по сравнению с $ 3,3 трлн в 2014 году. Об этом свидетельствуют данные The Deloitte M&A Index 2016.

Главной особенностью 2015 года стал рост количества трансконтинентальных сделок, на которые пришлось более $1 трлн. Европейские компании были в центре этого процесса — с их участием было заключено более половины (53%) из всех заявленных трансграничных сделок.

"Украина как часть европейского рынка могла бы воспользоваться выгодами от крупных сделок M&A. Также среди внешних предпосылок для роста инвестиций в Украину является рост конкурентоспособности украинских товаропроизводителей в связи с вступлением в силу соглашения о свободной торговле с ЕС, а также дешевая рабочая сила: на сегодняшний день затраты на рабочую силу в Украине меньше, чем в Китае, что делает ряд отраслей привлекательными для инвестиций", — говорит Дмитрий Ануфриев, Партнер компании Deloitte Ukraine, руководитель департамента корпоративных финансов.

В то же время необходимым условием для оживления М&А сектора в Украине Ануфриев называет наличие функционального свободного рынка. Путь к формированию такого рынка в Украине требует решения многих вопросов, основные из которых включают:

  1. эффективную судебную систему;
  2. упрощение условий для ведения бизнеса;
  3. ликвидацию коррупционного влияния на деятельность бизнеса.

Инвесторы из ряда стран пристально следят за процессами, происходящими в Украине. Некоторые из них демонстрируют более живой интерес к украинскому бизнесу. Так, например, Банк развития Китая недавно объявил о создании совместного предприятия и предоставлении финансовой поддержки для ПАО "Укртелеком". Deloitte ожидает дальнейшего развития событий в этой сфере.

Во втором полугодии 2015 были объявлены сделки фондами прямого инвестирования с американскими/международными корнями: Horizon Capital (приобретение доли в Rozetka.ua, лидера интернет-торговли в Украине), Avista Capital (приобретение через компанию Acino фармацевтического производителя "Фармастарт"), фонд Джорджа Сороса (приобретение IT-аутсорсера Ciklum). Среди сегментов, к которым Ануфриев отмечает повышенный интерес — пищевая промышленность и сельское хозяйство, ИТ, фармацевтика и инфраструктура. К этому списку можно добавить также сегменты легкой промышленности, ориентированные на экспорт в ЭС и другие страны (кроме России), а также телеком и некоторые виды услуг.

При нынешнем состоянии экономики со слабой базой капитала значительным преимуществом Украины являются огромные возможности для роста во многих сферах экономики — потребность в инвестициях на сегодняшний день в Украине оценивается в пределах от $60 млрд до $200 млрд.

Следует также учитывать, что на мировом рынке происходит изменение стратегических требований к сделкам по слиянию и поглощению. Одним из важнейших приоритетов для участников сделки являются возможность успешной синергии, доля которых, по оценкам "Делойт", составляет 4-5% от суммы сделки. Вместо сокращения расходов, наращивания и консолидации рынка, компании, стремящиеся к синергии, акцентируют свое внимание на таких приоритетах, как перекрестные продажи, увеличение доходов от реализации и диверсификация рынка. Это будет стимулировать поиск новых и интересных комбинаций M&A, а также рост вертикального интереса (в дополнение к горизонтальному) со стороны международных компаний.

"Сейчас для Украины наступило благоприятное время, чтобы сосредоточиться и тщательно выполнить домашнюю работу. Если удастся добиться и продемонстрировать миру верховенство права, защиту частной собственности и свободную торговлю, объем рынка М&А и выгоды от его оживления могут такими, которых было трудно представить в 2007 году", — подытожил Ануфриев.