Аграрное рейдерство: Основные тенденции 2016 года

В 2016 году в прессе уже более пяти десятков раз упоминалось о громких рейдерских захватах агропредприятий, и это лишь те, что стали наиболее резонансными
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Борьба за "место под солнцем" среди аграриев ведется не на жизнь, а на смерть. Самые слабые "игроки" отсеиваются сразу, остаются лишь настоящие профи, способные не просто держаться на плаву, но идти вперед, наращивая производительность. Рейдерство — вот основная проблема крупных аграриев сегодня. О ней мы и поговорим.

Факторы, определяющие возможность осуществления рейдерских атак на агропредприятия

Чтобы понять всю систему рейдерства в агросфере, нужно начинать анализ с причин, по которым стало возможным получать информацию о деятельности успешного предприятия и его активах, слабых сторонах и финансовой активности.

Следует упомянуть о том, что с середины 2015 года информация о регистрации прав на аренду земли стала общедоступной. Через единый реестр, имея в наличии лишь название интересующей вас агрокомпании, можно получить информацию об объемах земли, которыми она владеет, а также о месте ее расположения. Более детальную информацию о деятельности предприятия можно получить из иных общедоступных госреестров — например, из Реестра юридических лиц, ФЛП и общественных формирований. Здесь вы найдете данные о юрлице, его учредителях, уставном фонде, долях основателей в уставном капитале и т.д. Проанализировав такую информацию, даже человек, не имеющий должного образования и опыта работы, может сделать вывод о привлекательности и успешности той или иной компании.

Проблем аграриям добавил и новый порядок регистрации юридических лиц, который вроде бы и упростил процедуру, однако создал огромные риски завладения бизнесом. Так, сегодня в соответствии с Законом "О государственной регистрации юридических лиц" обязанность доказывать незаконность действий госрегистратора возлагается на собственника компании и, более того, осуществлять защиту своих интересов он имеет право только после нарушения его прав. Естественно, процесс доказывания своей правоты отнимет у собственника не один день. За это время "новый" незаконный владелец предприятия сможет "выжать" из него максимальную прибыль для себя. В итоге собственник рискует получить обратно уже не представляющую ценности структуру с распроданными активами и опустошенными счетами.

Почему это возможно? Дело в том, что для внесения изменений о собственнике компании регистратору достаточно подать документы в простой письменной форме, нотариального заверения и прочих подтверждений подлинности не требуется. А это значит, что, к примеру, подпись "прежнего" собственника предприятия на договоре купли-продажи доли уставного капитала может быть поддельной и претензий на момент регистрации таких данных ни у кого не возникнет, ведь у субъектов регистрации нет обязанности проверять подлинность подписей и документов. Порядочность и благонадежность заявителей регистратором тоже не проверяются.

Дополнительным фактором, который по-прежнему содействует безнаказанному завладению предприятиями, является коррупция. Это особенно актуально для тех случаев, когда осуществляется силовой захват структуры или завладение урожаем.

Однако чтобы глубже понять рейдерские схемы, следует рассмотреть и конкретные случаи. Возьмем для примера самые яркие и громкие дела текущего года.

Основные виды рейдерства в аграрном бизнесе

Начнем наш обзор с наиболее распространенного современного вида аграрного рейдерства — имущественного. В этом случае мошенники завладевают не самим предприятием, а его продукцией, урожаем. Тут возможны несколько вариантов действий рейдеров. Первый — самый банальный: злоумышленники в разгар сезона сбора урожая просто загоняют на чужое поле свою технику и в считанные часы собирают и вывозят зерно или, к примеру, овощи. Поле охраняют вооруженные люди спортивного телосложения, как правило, не местные, которых потом и не сыскать. Пока хозяин успевает опомниться, урожай собран и вывезен, а прибывшая на место фактического грабежа полиция лишь разводит руками. Особенно пагубно такой вид атаки отображается на представителях среднего звена бизнеса и на мелких аграриях. Очень часто в урожай вкладываются последние деньги, а нередко и кредитные, поэтому, потеряв товар, владелец предприятия теряет все. На установление лиц, совершивших преступление, могут уйти месяцы (да и то это вовсе не гарантия возвращения украденного), денег на новый посев нет, предприятие попросту банкротится. Иногда заказчики такого захвата остаются не известными, а иногда они очевидны — это конкурирующие фирмы.

Бороться с этим видом рейдерства очень сложно. Оптимальным выходом из ситуации станет вызов на место совершения преступления адвоката. До приезда специалиста следует вызвать полицию, по возможности представителей СМИ, начать видеофиксацию происходящего на любой доступный вид техники (телефон, камеру), записать номера машин злоумышленников, постараться самостоятельно установить личности работников, осуществляющих сбор урожая, взять контактные данные очевидцев произошедшего, которые бы в дальнейшем смогли дать показания в суде. Помешать злоумышленникам можно и простым методом — заблокировав работу техники и ее передвижение по полю любыми доступными способами (например, установить автомобиль на пути движения комбайна).

Второй вариант "имущественного рейдерства" более интеллектуальный и рассчитан на большие объемы продукции. Мошенническая компания составляет и подает надуманный иск о возмещении ущерба или о взыскании задолженности (и сам договор и накладные по нему фальсифицированы). Одновременно с иском в суд поступает заявление с просьбой об обеспечении исковых требований, а соответственно — наложении ареста на продукцию добросовестного агрария. До установления истины по делу суд, как правило, не скупится на наложение ареста. После чего собирается урожай, продукция (положим, зерно) передается на хранение "своему" третьему лицу. Все это проводится официально, по документам. Но пока продолжается следствие зерно хранителем распродается, а в оправдание составляются акты о порче переданного на хранение имущества. В итоге: за несвоевременное оповещение исполнительной службы "хранителю" грозит лишь штраф, который никак не омрачит его, ведь карман уже согрет приличной суммой денег, вырученной от продажи. Иск о возмещении долга отзывается, дело гибнет, так и не начавшись.

Примерно таким способом захвата воспользовались рейдеры, покушавшиеся на агроторговую фирму "Агро-Дело". Ранее фирма приобрела другую более мелкую компанию в Николаевской области под названием "Агропродукт Н". Причиной обращения в суд послужило наличие псевдодолга, подтвержденного лишь нотариально удостоверенной копией договора поручительства по долгу компании — прошлого владельца "Агропродукт Н". И хотя нарушения были очевидными, суд все же удовлетворил ходатайство истца о наложении ареста на урожай стоимостью 800 тыс. грн.

Еще одним распространенным способом рейдерского захвата является захват бизнеса сособственником предприятия. Причиной может послужить корпоративный конфликт, а сопутствующими факторами: несовершенство учредительных документов, составлявшихся без должного юридического анализа. Пожалуй, ярчайшим примером такого захвата является недавняя ситуация в агропромышленной ассоциации "Агросвіт". В отсутствие своего партнера сособственник единолично ликвидирует компанию и назначает ликвидатором свое доверенное лицо. В считанные дни практически все активы компании выводятся через аффилированные фирмы. Чтобы такой деятельности нельзя было помешать, недобропорядочный партнер, задействовав коррупционные связи, инициирует запрет на любые регистрационные действия после ликвидации.

Есть ли выход из такой ситуации? Да, он существует, но программу защиты нужно продумывать и реализовывать максимально оперативно, заручившись поддержкой опытных юристов, иначе — итог один: утрата контроля над компанией и полное ее исчезновение. К слову, обманутому совладельцу "Агросвіт" все же удалось избежать фатальных последствий, но теперь на рейдерский захват жалуется его партнер.

Подведем итог

В целом за 2016 год в прессе более пяти десятков раз упоминалось о громких рейдерских захватах агропредприятий и это лишь те, что стали наиболее резонансными. Рейдерство — уже не редкость и не исключение, а маркер, характеризующий работу бизнеса в агарном секторе Украины. Более того, рейдерство и само стало бизнесом. Одни и те же компании-захватчики регулярно реализуют проверенные схемы на все новых объектах, получая незаконную прибыль и оставаясь безнаказанными. Справедливо ли это? Естественно, нет. Есть ли будущее у украинского агробизнеса в отсутствие борьбы с рейдерством? Нет! Интересна ли Украина иностранному инвестору? Да, но вкладывать деньги в бизнес, который каждую минуту могут отнять, никто не будет! Необходимо бороться сообща. Не следует сетовать лишь на несовершенное законодательство и продажную правоохранительную систему, защитить себя может каждый. Важно просчитывать каждый шаг в трехмерном пространстве: выгода, последствия и риски, ответственность. Сегодня в Украине защита своего дела, даже при отсутствии очевидной опасности, также входит в обязанности предпринимателя. Вы можете уберечь свой бизнес и привести его к успеху, но вы должны быть готовы к тому, что для этого вам потребуется приложить немало усилий, привлечь профессионалов (юристов, бухгалтеров, аналитиков) и ни на секунду не снимать руку "с пульса".

Евгений Кузьмин, адвокат, управляющий партнер АБ "Кузьмин и партнеры"