- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Бизнес Украины ждет от нового правительства серьезных мер — Forbes
Украинский бизнес и предпринимательство — существенные части любой будущей экономики и политического успеха станы — оказались поражены длительным кризисом по всем направлениям. Бизнес понимает, что важно достичь успеха в этих президентских выборах, даже если не всех радует список кандидатов. Позитивный знак в том, что украинский бизнес обладает трезвым виглядом, и, кажется, готов приспосабливаться к переходу в новую реальность. Но в действительности какой выбор у него остается? — пишет Катя Солдак для Forbes.
Крупные предприятия, связанные с Россией, страдали с прошлого лета, когда соседняя страна объявила экономическую войну в качестве наказания Украины за попытку развить тесные связи с Западом (трубопрокат миллиардера Виктора Пинчука и шоколад Порошенко оказались среди первых жертв).
С начала протестов в ноябре деловая активность замедлилась, а компании признавали, что придерживают новые направления развития, расширения и инвестиций. В первые три месяца года индекс потребительского доверия значительно упал — с 63 до 56, согласно последнему отчету компании Nielsen. С точки зрения многих украинских предпринимателей президентские выборы кажутся первым шагом к стабилизации ситуации.
Ныне "отцы-основатели" украинской олигархии, без сомнения, конкурируют за деловое и политическое влияние в стране. Однако периодами они также предпринимали шаги с целью помочь Украине остаться невредимой.
Самые влиятельные богатые люди Украны — Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Константин Жеваго, Дмитрий Фирташ — официально поддержали национальный суверенитет. Год назад некоторые из них сомневались, что смогут остаться успешными, не сотрудничая с Россией в первую очередь. Сейчас они разделяют более оптимистические взгляды на независимость.
Нынешняя ситуация, далекая от идеальной, заставила их искать новые рынки и деловые возможности. В то же время олигархи не отказались от идеи, что Украина может продолжать сотрудничество с Россией. Порошенко, как опытный бизнесмен и политик, кажется, одинаково готов сотрудничать и с Россией, и с Западом. Ранее Forbes писал детальный разбор того, как девять украинских бизнесменов-миллиардеров вели себя в ходе текущей украинской политической борьбы.
Средний бизнес в Украине, по обыкновению не охотно вовлекающийся в политику, занял практическую позицию. Революция Майдана затронула все отрасли и предприятия. "Бизнес не растет, когда в обществе сильны протестные настроения", — комментирует Андрей Кирик, владелец и президент местной энергетической компании и нескольких автомобильных дилерских компаний Харькова. Он не уволил никого из 250 сотрудников и смог открыть два новых дилерских офиса в 2014 году, как было запланировано до беспорядков. "Выбор легитимного президента — только первый шаг", — говорит он. "Стране нужно успокоиться. Нам нужно установить диалог с Россией. В любом случае, мы соседи". Однако его деловые интересы совершенно не связаны с Россией. Его партнеры находятся в Европе и Японии.
Общее мнение заключается в том, что агрессивный сосед не может быть деловым партнером. После враждебной аннексии Крыма Россией угроза войны кажется очень реальной, и предприниматели Восточной Украины опасаются, что их регион станет следующим, и это добьет их бизнес.
Идея возникновения биполярного мира не так активно рассматривалась в украинских СМИ, как в американских. Возрождение "железного занавеса" украинским предпринимателям не кажется привлекательным. Чиновники России, комментируя санкции со стороны Запада, отметают угрозы изоляции и говорят о развитии новых рынков за пределами России.
"Мне бы не хотелось оказаться по ту, другую сторону "железного занавеса", — говорит Кирик. Он предпочитает западные бизнес-модели и считает свой родной Харьков — находящийся очень близко к российской границе — неспособным стать частью России.
"Харьковский менталитет ближе к Европе, чем к России". Предприятия будут работать с любым, если превалирует верховенство права. Будь то олигархи, или средний бизнес, Украинцы жаждут стабильности, независимых судов и функциональных органов налогообложения.
Более мелкие предприниматели и бизнесы настроены очень прагматично: "Я против присоединения к России", — говорит Мирослава Марченко, владелица туристического агентства и онлайн портала для работников сферы туризма. "Это будет означать перемену целой системы. С точки зрения налогообложения, административных сборов, пенсионных отчислений это отбросит нас на двадцать лет вспять". У Марченко около пяти сотрудников, в этом сезоне она осталась на плаву даже несмотря на то, что, по ее словам, квартальная прибыль в 2014 году упала в два раза в сравнении с тем же периодом прошлого года. Она говорит, что голосование на этих выборах — ее личная ответственность.
"Мой кандидат — Порошенко", — говорит Олег Сиганевич, владелец мелкого печатного бизнеса. — Есть надежда, что он, как бизнесмен, поддержит предпринимательство". В то же время Сиганевич рассказывает, что на востоке многие мелкие предприятия серьезно пострадают без доступа к российским рынкам. Он не особенно боится продолжения российской агрессии. "Путину Украина не нужна", — объясняет он.
"Чтобы выжить, Украине придется пройти через болезненные реформы, иначе страна будет потеряна", — сообщил грузинский реформатор и бизнесмен Каха Бендукидзе в ходе киевского пресс-брифинга. Основополагающей остается реальная борьба с коррупцией, похожая на то, через что прошла Грузия при Михаиле Саакашвили.
Украинские бизнесмены и предприниматели дают понять, что хотят сохранить независимость своей страны и готовы приспосабливаться к новому руководству, включающему антикоррупционную кампанию и реформы. После приближения к развалу страны в последние месяцы местное деловое сообщество настроено серьезно. Они ожидают выполнения правил и жесткого следования законодательным нормам. Если правительство и новоизбранный президент их подведут, Украина может оказаться неспособной пережить эти ошибки.