Больше всего инвестиций в украинский агросектор поступает из США, Германии и Голландии — замминистра АПК

Андрей Дыкун, заместитель министра аграрной политики, рассказал, как работает министерство в военных условиях, каких реформ стоит ожидать и почему Россия еще попросит украинского сыра
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Можно ли ожидать в ближайшее время реформирования в сфере АПК?

Невозможно провести такую реформу в одном отдельном министерстве. Для того чтобы провести реформу в сфере АПК, нужна политическая воля как президента, так и премьер-министра. Мы все за реформы, но реформы последовательные и грамотные.

Как вы видите аграрную реформу в рамках министерства?

В первую очередь это дерегуляция. Следующий этап — реформирование госфинансирования.

Необходимо начать с регулирования налогообложения. Изменения в налогообложении должны быть прозрачны и прогнозируемы. Бизнес любит тишину, постоянная смена системы налогообложения приводит только к отпугиванию инвесторов от аграрного сектора. Как министерство мы категорически против резких изменений системы налогообложения и отказа от льготных механизмов. К подобным реформам надо подходить системно.

Второе — это реформирование поддержки аграрного сектора. Программы, которые сейчас работают, имеют нулевую эффективность, в свое время они делались под определенных людей или компании. Сейчас мы понимаем: в стране война, у нас нет возможности субсидировать агросектор, и мы видим поддержку в том, чтобы не менять налогообложение в секторе АПК. Наиболее эффективный механизм государственной поддержки АПК, по моему мнению, — компенсация кредитной ставки.

И третий этап, но не менее важный, нежели два предыдущих, это кадры и образование. Сейчас это два параллельных мира. Аграрное образование должно быть платным, но эффективным. Во всем цивилизованном мире наука идет рядом с бизнесом, у нас же эти сферы не пересекаются.

Вопросы реформирования системы налогообложения АПК не сняты. Скорее, их решение просто перенесли, то есть законодательство все-таки будет меняться. Ваши предложения в этом контексте?

Вопрос изменения налогообложения комплексный. К его решению мы намерены привлекать как специалистов министерства, так и людей со стороны, независимых экспертов.

Предложений по реформированию было много. К примеру, были предложения ввести налогообложение в мясном секторе АПК. Кто-то нашел там сверхдоходы. Действительно, сектор начал развиваться, но если непродуманно сменить систему налогообложения, то данное развитие остановится. Наоборот, мы должны максимально поддержать животноводство.

Основная проблема в том, что при принятии решений касательно налогов смотрят на цифры. Конечно, на бумаге все выглядит по-другому. Сейчас вы сможете собрать налоги, а в следующем году? Люди вырежут всех животных — и все, сектор перестанет существовать.

Как относитесь к ликвидации государственных органов контроля в сфере АПК?

Украина является крупным аграрным производителем, экспортером. Перед тем как что-то ликвидировать, мы должны хорошо подумать. После ликвидации Госсельхозинспекции мы столкнулись с проблемой, что наши агропроизводители не смогли получить нужные разрешения для экспорта своей продукции.

Другой пример. С одной стороны, без ветеринарной и фитосанитарной службы Украины нам сложно выходить на новые рынки, в первую очередь европейский. С другой стороны, мы понимаем, что эта структура крайне неэффективна. Создавать один орган, у которого будут все "карательные" функции — тоже не решение. Это настораживает бизнес.

Нужно ли отменять мораторий на продажу земель с/х назначения?

Это невероятно важный вопрос. Я не буду говорить о том, надо ее продавать или не надо. Мы подготовили законопроект об аренде земли с минимальным сроком действия не меньше 10 лет. Таким образом, мы хотим помочь бизнесу уже сейчас. Человек, который работает на земле, должен рассчитывать на длительный срок. Если бизнесмен хочет построить свинокомплекс, то ему необходимо пять-шесть лет, молочная ферма — от восьми до 10 лет.

Перед тем как решить проблемы с куплей-продажей земли, надо посчитать всю землю, узнать, что это за земля, какие культуры там можно выращивать. Только потом решать, что делать дальше.

Как Минагропрод планирует привлекать инвестиции в аграрный сектор Украины? Какие действия будут предприняты?

Бизнес и инвестиции любят прозрачность и прагматичность, предсказуемость; все эти условия надо создать. Мы готовы работать вместе с бизнесом, создавать рабочие группы, выносить спорные вопросы и вместе их решать.

Во-первых, нам надо убедить наших предпринимателей не прятать заработанные деньги, а вкладывали дальше в развитие. Это и есть наши основные инвестиции. Во-вторых, наш аграрный сектор сейчас один из немногих привлекательных для инвестора. Мы активно ведем работу, при министерстве создан аграрный инвестиционный совет, мы общаемся со всеми посольствами. Недавно провели инвестиционный форум, куда пригласили банкиров, международные финансовые организации, Европейский банк, Мировой банк, ряд коммерческих организаций.

Не последняя задача для нас — это привлечь инвестиции в средний сегмент, и мы активно ищем заинтересованные компании, так как именно средний сегмент агробизнеса сейчас наиболее стабилен.

Заметили ли вы отток инвестиций с аграрного рынка?

Аграрный сектор работает стабильно. Больше всего инвестиций привлекается из таких стран, как США, Германия, Голландия, Дания. Ни один инвестор с украинского рынка не ушел, они видят перспективы.

Ваша позиция относительно крупных аграрных холдингов — нужно ли их ограничивать, к примеру, в размере земельного банка?

Для нас нет разницы, это большой агрохолдинг или средний и малый бизнес. Рынок сам расставит все по своим местам. Если ты эффективный, то работай. Сейчас средние предприятия эффективные и являются двигателем сектора. Многое зависит от конкретного сектора.

Оцените результаты проверки наших молочных предприятий Еврокомиссией.

Если откровенно, у нас очень заниженная самооценка. Мы очень правильная и эффективная, деловая нация. У нас множество ферм, которые укомплектованы лучше, чем в Европе. Да, у нас есть вопросы к перерабатывающим заводам и к качеству сырья от крестьян. Тем не менее, молочный сектор очень быстро развивается. Европейская комиссия очень позитивно оценила наши фермы.

Когда украинские производители смогут выйти на европейский рынок молочных продуктов?

Я думаю, через год наши компании смогут выйти на рынок Евросоюза.

Как сейчас развивается мясной сектор? Ожидать ли в ближайшее время проверки со стороны Евросоюза?

На сегодняшний день внутренний рынок Украины не насыщен мясом. Если молоко мы можем экспортировать, то мясо мы импортируем. У нас высокие цены на мясо, на уровне европейских, а то и выше. Через два-три года мы увеличим собственное производство, и только тогда можно говорить о масштабном экспорте.

Как вы оцениваете запрет ввоза в Россию украинских молочных продуктов?

Ну и слава Богу. Конечно, мы теряем деньги, потому что Россия — большой рынок сбыта, большая маржа на продуктах, можно зарабатывать, но запрет со стороны РФ подталкивает нас искать новые рынки сбыта. То, что у Украины нет других рынков экспорта, я считаю большой недоработкой.

Как запрет России повлиял на внутренний молочный рынок Украины? Как могут измениться экспортные возможности страны?

Россия потребляла специфический продукт — группы сыров, которые мы называем российским или голландским. Эти сыры в мире больше нигде не покупаются, кроме как на постсоветском пространстве. Мало того, такие виды сыров никто в мире не производит — ни Европа, ни Америка. Мы можем экспортировать их небольшую часть в Казахстан, но это не спасет ситуацию. Эти сыры не торгуются на бирже и не продаются во всем остальном мире. Каждый год у нас были "сырные войны" с РФ. Теперь этот вопрос закрыт, и ничего страшного — переоборудуем заводы, научимся торговать с другими странами. Мы экспортировали качественную продукцию, и Россия к нам еще придет, когда эйфория от происходящего утихнет и захочется кушать.

Нам необходимо развивать свои экспортные рынки. Россия закрыла свой рынок, и нам нужно выходить на другие. Мы создали экспортный совет и начали открывать торговые миссии. До этого за все время независимости Украины мы не смогли учредить ни одну торговую миссию. Первый раз в истории она была создана в сентябре 2014 года. В Грузию поехали 15 компаний и презентовали свою продукцию, обменялись контактами.

Энергонезависимость аграрных предприятий также актуальный вопрос. Готово ли правительство поддержать те предприятия, которые заинтересованы в развитии альтернативных источников энергии?

В Европе есть "зеленый" тариф, государственная программа поддержки производства биотоплива и биогаза. При производстве такого вида топлива фермер продает его государству в три-четыре раза дороже, чем он покупает топливо у страны. Таким образом в Евросоюзе хотят развивать экологически чистую энергетику. К сожалению, в Украине сейчас не то время, чтобы говорить о таких программах, это вопрос будущего. Но мы понимаем его перспективность.