НБУ курс:

USD

41,88

--0,05

EUR

43,51

--0,07

Наличный курс:

USD

42,31

42,23

EUR

44,40

44,15

Кто согласиться финансировать украинских аграриев после долговых скандалов

Украинские агрокомпании стали драйвером отечественной экономики. Но при этом многие из их собственников рискуют увязнуть в долгах или потерять репутацию, позволяющую обеспечить удачное заимствование внешних средств

За последние пять лет аграрный сектор из одного из вспомогательных секторов украинской экономики стал главным драйвером роста ВВП (более четверти общего отечественного экспорта). В 2012 году стабильно растущие объемы экспорта продукции АПК превысили доходы от экспорта металлургии и химии. По словам министра финансов Юрия Колобова, сказанным на встрече с представителями Европейской Бизнес Ассоциации, правительство планирует увеличить темпы роста аграрного сектора минимум в два раза и достичь объема экспорта зерна в 100 млн тонн.

Главное преимущество аграрной продукции в сравнении с "тяжелым" экспортом — практически полная независимость от конъюнктуры спроса и спадов и подъемов в промышленности, определяющих спрос на металлы и энергоресурсы. Кроме того, в мире постоянно растет спрос на еду, подогреваемый ростом населения и изменением пищевых привычек в Юго-Восточной Азии, куда идет существенная часть аграрного экспорта. В итоге это значит, что в долгосрочной перспективе цены на продукты сельского хозяйства и пищепрома будут стабильно расти.

По данным аналитического отчета Ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса", Украина сохраняет относительно высокую инвестиционную привлекательность, ведь она является одной из немногих стран мира, где функционируют крупные агрокомпании, интересные инвестиционному капиталу. И к тому же имеет существенные конкурентные преимущества в затратах за счет высокого плодородия почвы, выгодного географического положения, относительно низкой стоимости труда и топлива. По ряду рынков Украина стабильно входит в первую десятку экспортеров пшеницы, кукурузы, ячменя.

Курс на восток?

А по экспорту подсолнечного масла наша страна занимает уверенное первое место в мире: по данным генерального директора ассоциации "Укролияпром" Степана Капшука, 55% мировой торговли этим продуктом принадлежит нашей стране. Потребителями украинского масла являются более 90 стран мира, из них крупнейшие — Индия (30,1%), Египет (12,6%), страны ЕС (16%), Иран (5,8%) и Турция (9%). Кроме уже традиционных стран сбыта, продукция масложировой отрасли пользуется все большим спросом в Азии, в частности в Китае (6%).

Подсолнечник — наиболее рентабельная культура для выращивания, приносящая до 50-60% прибыли. Поэтому многие сельхозпроизводители охотно им занимаются. Кроме того, расширяется география. Сейчас подсолнечник выращивают даже в тех областях, которые никогда раньше им не занимались: в Сумской, Черниговской, Киевской, многих западных областях. С 2008 года, когда была принята заградительная пошлина на семена подсолнечника, его стали стопроцентно перерабатывать на масло. Крупнейшие игроки — "Кернел", "Каргилл", "Олияр", "Агрокосм", МХП и др. — занимают около 60–70% рынка. Вся Украина производит около 4 млн тонн масла, а потребляет 500 тыс. тонн, поэтому львиная доля идет на экспорт.

И ситуация вряд ли сильно изменится: два других крупных игрока — Аргентина и Россия не способны составить существенной конкуренции, в первую очередь из-за ориентации на внутренние и региональные рынки.

Агро-олигополии стремятся на IPO

Развитие агросектора в Украине обусловлено прежде всего не государственным участием в отрасли, а расширением крупных агрохолдингов, из года в год наращивающих объемы производства и земельные банки.

Последнее, уверен директор консалтингового агентства "ПроАгро" Николай Верницкий, делается из-за стремления компаний выгодно разместиться на внешних площадках. "Если взять, например, крупнейшую компанию Украины — "Укрлендфарминг", то она просто физически не сможет обработать все свои наделы — это будет слишком дорого для нее", — размышляет эксперт. Компания, уже сейчас считающаяся крупнейшим агрохолдингом в Евразии с 532 тыс. га земли, сейчас готовит сделку по покупке украинских активов агрохолдинга Valinor (входит в ValarsGroup), что позволит ей увеличить земельный банк группы на 123 тыс. га в Полтавской, Винницкой, Сумской, Черкасской, Николаевской и Херсонской областях.

Это не единственное планируемое поглощение. Фактически одновременно с появлением информации о сделке "Укрлендфарминга" и ValarsGroup Антимонопольный комитет Украины предоставил семенному хозяйству ООО "Лотовка Элит", входящему в крупную сельскохозяйственную корпорацию "Сварог Вест Груп", право на покупку ООО "АМГ Агрохолдинг" с земельным банком свыше 22 тыс. га. Руководители самих агрокомпаний не скрываясь говорят о том, что другого аргумента в пользу такого расширения земельного банка, кроме IPO, нет.

Но при всем интересе к украинскому АПК, в 2012 году не состоялось ни одного первичного размещения акций. В течение прошлых двух лет подготовкой к IPO занимались такие компании, как "Агротрейд", "Украинские аграрные инвестиции", Valars, ViOil и "Креатив", но из-за низких цен на акции и проблем на европейских биржах компании вынуждены были отложить решение о выходе на площадки с прицелом вернуться к обсуждению этого вопроса, когда ситуация на рынке нормализуется.

За долги

Однако до нормализации ситуации некоторые компании могут не дожить. По крайней мере, в руках текущих собственников. Например, известная агрокомпания "Дружба-Нова", собственник которой, Сергей Гайдай, в прошлом году неоднократно заявлял, что пока не собирается продавать свои активы, в этом году стала частью агрохолдинга "Кернел". Основная причина продажи — долги компании. Проданная за $68 млн, "Дружба-Нова" имела чистый долг в $101 млн. Гиперактивное развитие и внедрение новых технологий, которыми славилась компания, привело к тому, что последняя с 2004 года была должна селянам, у которых арендовала земли, а спустя несколько лет перестала вовремя платить налоги государству. Эффективно разместиться на IPО с такими долгами компания не могла, а других источников привлечь в один момент много денег у нее не было.

Долговая нагрузка украинских аграриев может стать серьезной преградой для размещения на биржевых площадках. Еще один пример проблемной агрокомпании — промышленная группа "Креатив", принадлежащая народному депутату от Партии регионов Станиславу Березкину и его семье. Активно развивающаяся компания инвестировала в производство в 2012 году свыше $160 млн — это маслоэкстракционный завод, вторая линия по переработке сои, завод по производству спредов, новый свинокомплекс и элеваторы. Частично, по словам председателя совета директоров Юрия Давыдова, за счет банковских кредитов, частично — реинвестировав чистую прибыль. Которая у компании, занимающей 11% рынка подсолнечного масла и около 30% рынка жиров и маргаринов, немалая: 531,4 млн грн по итогам 2012 года, что на 32,7% больше, чем годом ранее.

Однако рост прибыли не мешает аграриям довольно активно занимать на рынке, и, что самое неприятное — не всегда отдавать. С некоторыми кредиторами компания договаривается, например, с "Ощадбанком", который недавно согласился пролонгировать долг "Креатива" в практически $300 млн до 2017 года. А вот американскому инвестиционному фонду Western NIS EnterpriseFund, у которого занимала деньги еще в конце 90-х компания "Сонола" (так раньше называлась "Креатив"), повезло меньше: компания добилась через один из районных судов Кировограда признания кредитного договора недействительным. Фонд пытался получить свои деньги через Международный центр разрешения споров при Американской арбитражной ассоциации, где получил положительный результат на иск о взыскании $3,77 млн. Но и это не помогло. Только в 2005 году стороны смогли решить вопрос в порядке внесудебного урегулирования, когда компания уже начала собираться на IPO.

С другим инвестором — компанией EastendInternational LLC, (сумма долга $400 тыс) вопрос еще и вовсе не решен. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины обязал компанию "Креатив" уплатить требуемую истцом сумму еще в 2008 году. С тех пор рассмотрение этого дела прошло уже во всех возможных инстанциях, но инвесторы своих денег назад получить так и не смогли.

"Креатив" должен этим же бывшим партнерам сумму по еще одному судебному делу — $1,086 млн. Дело также прошло все возможные инстанции вплоть до Высшего хозяйственного суда Украины, который подтвердил долги украинского предприятия. Но "Креатив" ссылается на невозможность выполнения решений суда по финансовым причинам. Компания апеллирует к высоким ценам на подсолнечник, повышению курса доллара и цен на горюче-смазочные материалы, росту минимальных зарплат и утверждает, что если компания заплатит по долгам, то это приведет к проблемам в работе группы и существенным задержкам по выплатам заработной платы. Хотя и не отрицает значительного роста выручки от реализации продукции (в 2012 году на 82%, до $685 млн).

Что же самое неприятное в этой истории — не только для инвесторов "Креатива", но и для рынка в целом — это урон имиджу украинских аграриев, который наносится такими судебными разбирательствами. В решении одного из судов в пользу кредиторов "Креатива" даже значится: "затягивание исполнения решения суда негативно сказывается на имидже Украины перед лицом иностранных партнеров".

Имидж — ничто?

С таким имиджевым "багажом" компании будет нелегко внедрять и следовать новым стандартам прозрачности, как того требует IPO. Создается впечатление, что руководство украинского агрогиганта еще не до конца осознало, до какого уровня им удалось дорасти, и поэтому допускает обидные промахи. Например, тот же г-н Давыдов не стесняется рассказывать в суде о бедственном положении группы и о каскадном дефолте, который вот-вот наступит из-за выплаты компанией с миллиардными оборотами трех миллионов долга. В то же время официальные отчеты и новостные дайджесты трубят о процветающем состоянии. К сожалению, подобными историями могут "похвастаться" и многие другие кампании, что свидетельствует об общей непрозрачности украинского бизнеса и его неготовности играть по правилам, принятым во всем мире.

Такие истории могут стать предостережением для зарубежных инвесторов в дальнейшем вкладывать в украинские компании. Пока выходит, что государство не может обеспечить выполнение решений суда и защитить инвестора. Кроме того, существует еще одна причина, связанная с несовершенным законодательством и которая может выступить своеобразной ловушкой для иностранцев. Одна из причин, по которой решение МКАС не выполняется исполнительной службой — при признании решения украинский суд номинировал сумму взыскания в гривне. Исполнительная служба требует предоставить реквизиты счета в гривне, которого у нерезидента нет и быть не может. В итоге, выданные в долларах или евро кредиты при возврате могут "зависнуть в воздухе", так как, согласно законодательству Украины, иностранный инвестор, не имея статуса резидента, не может вывести их за пределы страны.