- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Что происходит с акциями горно-обогатительных комбинатов "Метинвеста"
Вечером в четверг, 4 июля агентство "Интерфакс-Украина" выдало очень громкую для украинского фондового рынка новость. По итогам дневных торгов акции одного из крупнейших горно-обогатительных комбинатов (ГОК) в стране — Северного — подешевели более чем на 44% до около 7,8 грн с порядка 12,88 грн. за шт. Для сравнения: на другой площадке — "Украинской бирже" — акции Северного ГОКа в четверг подорожали на 0,11% — до чуть более 8 грн за шт.
Такой обвал соседствовал с информацией об осуществленных на ПФТС двух сделках с акциями СевГОКа — на общую сумму 4,45 млрд грн (свыше $557 млн). В тот же день и на той же площадке была проведена крупная сделка с ценными бумагами (ЦБ) еще одного ГОКа — Центрального. Был продан пакет акций этого предприятия на 2,3 млрд грн (порядка $288 млн). Биржевая стоимость ценных бумаг ЦГОКа изменилась, правда, незначительно, откорректировавшись за день ввысь на сотые процента, до 8,33 грн/акция.
Получить комментарий у представителей ПФТС относительно указанных событий информагентству не удалось. Не увенчались успехом и схожие намерения журналистов Delo.UA — площадка "молчала". Более того, попытки негласно поинтересоваться происходящим в структурах, не чуждых указанным ГОКам, в ответ лишь принесли опять же недоумение, в котором пребывали и журналисты.
Предыстория с продолжением
А в пятницу, 5 июля история с "железорудными акциями" получила продолжение. На все той же ПФТС была заключена сделка по купле-продаже акций Ингулецкого ГОКа на сумму свыше 830 млн грн ($104 млн). Курс ценных бумаг ИнГОКа при этом оставался неизменным весь день — 9,69 грн/шт.
Кроме значительных сумм, эти сделки объединяла не только одна фондовая биржа. Все три названных ГОКа, суммарная стоимость упомянутых торгов по акциям которых составила $949 млн (если считать по официальному обменному курсу НБУ), входят в состав горно-металлургической компании "Метинвест". Основной контроль над ней делят группа "СКМ" (71,25%) Рината Ахметова и "Смарт-Холдинг" (23,75%) Вадима Новинского.
Что примечательно, данным событиям предшествовал один любопытный "информнюанс". За неделю до упомянутых торгов в медиа появились сообщения о том, что в ближайшее время можно ожидать роста стоимости акций Центрального и Северного ГОКов. В частности, утверждалось следующее: "После публикации отчета за 2012 год (в котором зафиксировано падение чистой прибыли холдинга) "Метинвест" заинтересован в упрочении своего положения в отрасли. Потому он может быть заинтересован в увеличении своей доли собственности в ГОКах. Это, в свою очередь, может привести к росту цен на акции, если миноритарии будут видеть, что интерес к их пакетам (даже небольшим) растет".
На тот момент отраслевые эксперты отреагировали на подобные утверждения с нескрываемым скепсисом. "Это какая-то выдумка. Акций обоих комбинатов, находящихся у физических лиц — меньше, чем на полпроцента", — ответил один из них в ходе неформального опроса. "Упрочить положение в отрасли докупка 0,5% акций СевГОКа никак не может", — утверждал второй. "Метинвест" не заинтересован в росте цены акции. Скорее наоборот. Чтобы, как это уже имело место в прошлом, продолжить скупку "за недорого" акций СевГОКа у тех миноритариев, которые голосуют (на собрании акционеров) против юридически значимых решений. Однако "Метинвест" не скупает акции на открытом рынке — это не выгодно, ведь много таким образом ценных бумаг не приобретешь, не "нагрев" их цену", — рассказывал третий.
Биржевые торги конца минувшей недели с акциями ГОКов рынок равнодушным также не оставили. Не называемые "Интерфакс-Украина" эксперты сочли эти сделки "договорными с участием основного собственника (Северного) ГОКа". Аргументация приводилась такая: "На рынке нет такого крупного пакета акций комбината". Опрошенные же Delo.UA эксперты были единодушны: акции названных выше горно-обогатительных предприятий консолидируются под контроль одной структуры.
"На 99,9% ответ таков, что "перебрасывают" пакет акций Центрального и Северного ГОКов с "СКМ" на "Метинвест", это внутрихолдинговая проводка. А сделали через биржу, чтобы показать требуемую стоимость и подтвердить ее для налоговых органов соответствующей справкой с этой биржи", — говорит Александр Макаров, эксперт по горно-металлургическим рынкам. "Думаю, это была адресная сделка. Цель — консолидация акций того же Северного ГОКа под "зонтиком" компании "Метинвест". До этих сделок на балансе холдинга "Метинвест" находилось около 63% акций Северного и 76% — Центрального ГОКов. Остальное — за вычетом "меньше чем полпроцента свободного рынка" — у структур "СКМ", — говорит аналитик ИК Eavex Capital Иван Дзвинка. И добавляет: "Точно не миноритарии! Там пакет акций большой "прошел" — порядка 15%".
Консолидация с предположением
Консолидация и "налоговое объяснение" причин ее осуществления именно через биржу вырисовывают, в принципе, весьма логичную версию торгов "между своими" на миллиард без $50 млн. Вопрос в ином — зачем это понадобилось горно-металлургическому холдингу Ахметова и Новинского? Ответ может быть следующим: это похоже на подготовку "к разговору" с инвесторами, которым не очень нравится вести дела с активами, крупные пакеты прав собственности в которых принадлежат нескольким структурам одного и того же владельца. "Инвесторы в этом вопросе любят прозрачность", — предположил один из собеседников Delo.UA. Такая подготовка, не исключил другой эксперт, может понадобиться в преддверии крупного выхода на рынок финансовых ресурсов.
Отчасти данная версия подтверждается финпоказателями "Метинвеста". 2012-й год эта группа хотя и завершила с чистой прибылью в $435 млн, но с уменьшением ее размера на 77% в сравнении с итогом 2011-го. Показатель EBITDA при этом снизился на 46% — до $1,985 млрд. А состояние горно-металлургических рынков, продемонстрированное в первой половине 2013-го, не позволяет утверждать, что в нынешнем году "Метинвест" сможет отыграть все упущения прошлого. В подобной ситуации располагать оптимальными возможностями для масштабного выхода уже на долговые рынки, включая прозрачную и понятную структуру правового контроля над основными активами, явно не помешает. (Планируя, предположим, крупную эмиссию еврооблигаций, на что пошла в текущем году далеко не одна украинская компания).
Понятно, что истинные причины таких рокировок акционерных пакетов предприятий между родственными структурами лучше всего знают в самом "Метинвесте", управляющем деятельностью Центрального, Северного и Ингулецкого ГОКов. Здесь объяснили события, выпустив 8 июля пресс-релиз, согласно которому в рамках продолжающейся реструктуризации бизнеса, предусмотренной соглашением между "СКМ" и "Смарт-Холдингом", первая компания передала "Метинвесту" 23,5% акций ПАО "ЦГОК", 15,0% — ПАО "СевГОК" и 3,1% — ПАО "ИнГОК". По итогам этого горно-металлургическая группа консолидировала 99,5% уставного капитала Центрального, 78,3% — Северного и 85,6% — Ингулецкого ГОКов. Среди целей передачи акций в релизе называется "формирование целевой структуры группы "Метинвест" и повышение прозрачности и эффективности бизнеса".
За рамками основной версии
Понятно и то, что в текст этой заметки вошли далеко не все версии, возникавшие в ходе сбора информации. Но… Не предполагать же в самом деле, что в компании Ахметова и Новинского сводят на одну структуру свои горнорудные активы с целью последующего отчуждения?
Вот мнение Ивана Дзвинки: "Горно-обогатительные комбинаты, в отличие от металлургических предприятий, это рентабельные активы "Метинвеста". Существует очень небольшая вероятность того, что материнская компания группы собралась "выйти из ГОКов". Действительно, если тот же Центральный ГОК в I квартале 2013-го нарастил чистую прибыль на 25% в годовом соотношении (до 412 млн грн), то, скажем, Мариупольский меткомбинат им. Ильича, также входящий в состав "Метинвеста", в данный период сумел лишь сократить чистый убыток(хоть и внушительно — на 51,8%), до около 473 млн грн.
Посему согласимся с последним мнением аналитика: горнорудный бизнес сегодня формирует всю финансовую ситуацию для группы Ахметова и Новинского. И расстаться с ним "Метинвест" побудить могут разве что исключительнейшие обстоятельства.