НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,75

43,51

Год без "АэроСвита": как авиаотрасль Украины прожила 2013 год

Чуть больше года прошло с того момента, как обанкротился "АэроСвит". Уход с рынка главного перевозчика страны в корне изменил всю авиационную отрасль
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Первое, за что начали бороться авиакомпании в уходящем 2013 году — освободившиеся направления "АэроСвит". До банкротства экс-крупнейший перевозчик Украины обслуживал 80 международных маршрутов в 34 страны мира. Освободившиеся направления разлетелись как "горячие пирожки". Львиную часть направлений забрала МАУ. Так, только в первом полугодии 2013 года авиакомпания открыла 29 новых направлений, увеличив количество рейсов в 1,5 раза, в результате став №1 на рынке. Так, авиакомпания получила назначения на все дальнемагистральные маршруты "АэроСвит". Часть направлений досталось Wizz Air, "Ютейр" и Air Onix.

С уходом монополиста пассажиропоток украинских авиакомпаний упал почти на 20%, а общий — только на 0,3%. Объяснение простое — большую часть клиентов "АэроСвита" получили и иностранные перевозчики. Причем, кроме европейских компаний, на рынок вышли и азиатские перевозчики, многие из которых делают сейчас ставку на нашу страну.

К сожалению, 2013 год также заканчивается предвестником банкротства. Авиакомпания Air Onix приостановила полеты с 11 декабря, в частности, в связи с задолженностью перед хэндлинговыми компаниями за наземное обслуживание. При этом авиаперевозчик планировал с 19 декабря возобновить выполнение рейса Киев — Симферополь и далее восстанавливать рейсы по остальным маршрутам, однако не сделал этого.

"Борисполь" восстанавливает обороты

Банкротство "АэроСвит" подкосило и главный столичный аэропорт "Борисполь" (авиакомпания обеспечивала 32% всего объема авиаперевозок аэропорта), который только к концу года смог выйти в "плюс" по пассажиропотоку. В ноябре аэропорт обслужил 623,9 тыс. пассажиров, что на 12,6% больше, чем в ноябре-2012. До этого главная воздушная гавань только теряла пассажиров. В итоге за 11 месяцев "Борисполь" обслужил 7,32 млн пассажиров против 7,94 млн за аналогичный период 2012 года.

Кроме этого, в 2013 году аэропорт "Борисполь" несколько раз оказывался в эпицентре скандалов и с потерей багажа пассажиров, и с громкими перестановками в руководстве аэропорта. Так, 24 июля Министерством инфраструктуры был выдан приказ о смене генерального директора аэропорта, и место Антона Волова занял бывший гендиректор аэропорта "Одесса" Алексей Кочанов.

Но все же конец 2013 года "Борисполь" встретил на мажорной ноте. С начала зимней навигации аэропорт открыл более 20 новых авиасообщений в страны Европы и Азии. Так, из Киева начала выполнять ежедневные регулярные рейсы крупнейшая авиакомпания Швейцарии Swiss International Airlines (по маршруту Цюрих — Киев — Цюрих). 12 ноября свой первый рейс из "Борисполя" по маршруту Казань — Киев — Казань открыла авиакомпания "Татарстан". С 1 декабря аэропорт начал обслуживать новую авиакомпанию Ellin Air, которая будет выполнять рейсы по маршруту Киев — Салоники (Греция). С 23 октября авиакомпания "Роза Ветров" начала летать в Бангкок, а ее чартерная программа теперь включает рейсы в Пунта-Кану (Доминикана), Зальцбург (Австрия), Татры (Словакия), Куусамо и Киттиля (Финляндия). Авиакомпания "Авиалинии Харькова" с конца октября начала выполнять дальнемагистральную программу по маршрутам Киев — Гоа (Индия) и Киев — Бангкок (Таиланд). С декабря, аэропорт "Борисполь" начал обслуживать регулярные рейсы авиаперевозчиков Meridiana Fly по направлениям Неаполь и Верона (Италия), а с февраля-2014 Austrian Airlines будет осуществлять рейсы в Инсбрук (Австрия). Новые чартерные рейсы открыла в Гран-Канарию (Испания) из "Борисполя" и авиакомпания UTair.

Открытие новых рейсов сопровождалось "терминальной революцией". Так, терминал "В" аэропорта "Борисполь" решили передать под чартерные рейсы и рейсы "бюджетных" авиакомпаний. А терминал "F" и вовсе отдали под грузовые перевозки.

Аэропорт "Киев" переманивает пассажиров у "Борисполя"

Столичный аэропорт №2 "Киев" в 2013 году решил, что не хочет быть в тени старшего брата. "Сейчас мы активно работаем над привлечением новых авиакомпаний в аэропорт "Киев", — говорит глава совета директоров аэропорта "Киев" (Жуляны) Денис Костржевский.

Как результат, показатели аэропорта за 11 месяцев, в отличие от "Борисполя", демонстрируют положительную динамику роста. Услугами аэропорта воспользовались 1,71 млн пассажиров, что на 154% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И на этом руководство аэропорта "Киев" не собирается останавливаться. "По итогам 2013 года, мы рассчитываем выйти на 2 млн пассажиров. А уже в следующем году аэропорт планирует увеличить пассажиропоток на 15-20% и довести в 2014-2015 годах общий пассажиропоток до 2,5 млн пассажиров", — говорит Денис Костржевский.

Во многом таких результатов аэропорту "Киев" удалось добиться снижая ставки обслуживания и предоставляя преференции авиакомпаниям, которые обеспечивают наибольший пассажиропоток. "На "Визз Эйр Украина" приходится около 50% пассажиропотока. Соответственно, у нее самые большие скидки", — поясняет Денис Костржевский.

Но свой ход в "ценовой войне" готовит и "Борисполь". У аэропорта сегодня существуют специальные скидки в 10–30%, которые получают авиакомпании со значительными объемами перевозок. "В 2014 году за обслуживание трансферных пассажиров мы планируем брать 50% тарифа. Кроме того, скидка за обслуживание новых направлений составит 75% в первый год, 50% во второй и 30% — в третий", — рассказывает гендиректор "Борисполя" Алексей Кочанов.

Договорились об "открытом небе", но получим его через два года

С уверенностью можно сказать, что в дальнейшем украинские аэропорты будут наращивать пассажиропоток. Так, в ноябре-2013 Украина на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе парафировала Соглашение о совместном авиапространстве с ЕС, которое снимает ограничения для авиасообщений с 31 марта 2015 года. В частности, Соглашение предусматривает, что все авиакомпании Евросоюза смогут выполнять прямые полеты в Украину из любой точки ЕС, а украинские компании — в ЕС. Ожидается, что конкуренция поспособствует установлению рыночных цен на все рейсы.

Кроме того, в сентябре 2013 года произошло еще одно знаковое для всей отечественной авиационной отрасли событие — Украина получила I категорию FAA (ФАА — Федеральной авиационной администрации США). Это значит, что украинские перевозчики получили возможность значительно расширить географию полетов и открыть рейсы в города США без ограничений частот.

Напомним, в ходе аудита ФАА в 2004 года были выявлены несоответствия международным требованиям ИКАО и в апреле 2005 года Украина была переведена в категорию II FAA и всем украинским авиакомпаниям было запрещено открывать новые рейсы в США, использовать дополнительные самолеты и / или увеличивать частоту на маршрутах, которые уже существовали на момент завершения аудита. Также было запрещено заключать договоры code-share с американскими авиакомпаниями.