НБУ курс:

USD

41,37

--0,05

EUR

44,61

--0,22

Наличный курс:

USD

41,32

41,20

EUR

45,00

44,80

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Год без "АэроСвита": как авиаотрасль Украины прожила 2013 год

Чуть больше года прошло с того момента, как обанкротился "АэроСвит". Уход с рынка главного перевозчика страны в корне изменил всю авиационную отрасль
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Первое, за что начали бороться авиакомпании в уходящем 2013 году — освободившиеся направления "АэроСвит". До банкротства экс-крупнейший перевозчик Украины обслуживал 80 международных маршрутов в 34 страны мира. Освободившиеся направления разлетелись как "горячие пирожки". Львиную часть направлений забрала МАУ. Так, только в первом полугодии 2013 года авиакомпания открыла 29 новых направлений, увеличив количество рейсов в 1,5 раза, в результате став №1 на рынке. Так, авиакомпания получила назначения на все дальнемагистральные маршруты "АэроСвит". Часть направлений досталось Wizz Air, "Ютейр" и Air Onix.

С уходом монополиста пассажиропоток украинских авиакомпаний упал почти на 20%, а общий — только на 0,3%. Объяснение простое — большую часть клиентов "АэроСвита" получили и иностранные перевозчики. Причем, кроме европейских компаний, на рынок вышли и азиатские перевозчики, многие из которых делают сейчас ставку на нашу страну.

К сожалению, 2013 год также заканчивается предвестником банкротства. Авиакомпания Air Onix приостановила полеты с 11 декабря, в частности, в связи с задолженностью перед хэндлинговыми компаниями за наземное обслуживание. При этом авиаперевозчик планировал с 19 декабря возобновить выполнение рейса Киев — Симферополь и далее восстанавливать рейсы по остальным маршрутам, однако не сделал этого.

"Борисполь" восстанавливает обороты

Банкротство "АэроСвит" подкосило и главный столичный аэропорт "Борисполь" (авиакомпания обеспечивала 32% всего объема авиаперевозок аэропорта), который только к концу года смог выйти в "плюс" по пассажиропотоку. В ноябре аэропорт обслужил 623,9 тыс. пассажиров, что на 12,6% больше, чем в ноябре-2012. До этого главная воздушная гавань только теряла пассажиров. В итоге за 11 месяцев "Борисполь" обслужил 7,32 млн пассажиров против 7,94 млн за аналогичный период 2012 года.

Кроме этого, в 2013 году аэропорт "Борисполь" несколько раз оказывался в эпицентре скандалов и с потерей багажа пассажиров, и с громкими перестановками в руководстве аэропорта. Так, 24 июля Министерством инфраструктуры был выдан приказ о смене генерального директора аэропорта, и место Антона Волова занял бывший гендиректор аэропорта "Одесса" Алексей Кочанов.

Но все же конец 2013 года "Борисполь" встретил на мажорной ноте. С начала зимней навигации аэропорт открыл более 20 новых авиасообщений в страны Европы и Азии. Так, из Киева начала выполнять ежедневные регулярные рейсы крупнейшая авиакомпания Швейцарии Swiss International Airlines (по маршруту Цюрих — Киев — Цюрих). 12 ноября свой первый рейс из "Борисполя" по маршруту Казань — Киев — Казань открыла авиакомпания "Татарстан". С 1 декабря аэропорт начал обслуживать новую авиакомпанию Ellin Air, которая будет выполнять рейсы по маршруту Киев — Салоники (Греция). С 23 октября авиакомпания "Роза Ветров" начала летать в Бангкок, а ее чартерная программа теперь включает рейсы в Пунта-Кану (Доминикана), Зальцбург (Австрия), Татры (Словакия), Куусамо и Киттиля (Финляндия). Авиакомпания "Авиалинии Харькова" с конца октября начала выполнять дальнемагистральную программу по маршрутам Киев — Гоа (Индия) и Киев — Бангкок (Таиланд). С декабря, аэропорт "Борисполь" начал обслуживать регулярные рейсы авиаперевозчиков Meridiana Fly по направлениям Неаполь и Верона (Италия), а с февраля-2014 Austrian Airlines будет осуществлять рейсы в Инсбрук (Австрия). Новые чартерные рейсы открыла в Гран-Канарию (Испания) из "Борисполя" и авиакомпания UTair.

Открытие новых рейсов сопровождалось "терминальной революцией". Так, терминал "В" аэропорта "Борисполь" решили передать под чартерные рейсы и рейсы "бюджетных" авиакомпаний. А терминал "F" и вовсе отдали под грузовые перевозки.

Аэропорт "Киев" переманивает пассажиров у "Борисполя"

Столичный аэропорт №2 "Киев" в 2013 году решил, что не хочет быть в тени старшего брата. "Сейчас мы активно работаем над привлечением новых авиакомпаний в аэропорт "Киев", — говорит глава совета директоров аэропорта "Киев" (Жуляны) Денис Костржевский.

Как результат, показатели аэропорта за 11 месяцев, в отличие от "Борисполя", демонстрируют положительную динамику роста. Услугами аэропорта воспользовались 1,71 млн пассажиров, что на 154% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И на этом руководство аэропорта "Киев" не собирается останавливаться. "По итогам 2013 года, мы рассчитываем выйти на 2 млн пассажиров. А уже в следующем году аэропорт планирует увеличить пассажиропоток на 15-20% и довести в 2014-2015 годах общий пассажиропоток до 2,5 млн пассажиров", — говорит Денис Костржевский.

Во многом таких результатов аэропорту "Киев" удалось добиться снижая ставки обслуживания и предоставляя преференции авиакомпаниям, которые обеспечивают наибольший пассажиропоток. "На "Визз Эйр Украина" приходится около 50% пассажиропотока. Соответственно, у нее самые большие скидки", — поясняет Денис Костржевский.

Но свой ход в "ценовой войне" готовит и "Борисполь". У аэропорта сегодня существуют специальные скидки в 10–30%, которые получают авиакомпании со значительными объемами перевозок. "В 2014 году за обслуживание трансферных пассажиров мы планируем брать 50% тарифа. Кроме того, скидка за обслуживание новых направлений составит 75% в первый год, 50% во второй и 30% — в третий", — рассказывает гендиректор "Борисполя" Алексей Кочанов.

Договорились об "открытом небе", но получим его через два года

С уверенностью можно сказать, что в дальнейшем украинские аэропорты будут наращивать пассажиропоток. Так, в ноябре-2013 Украина на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе парафировала Соглашение о совместном авиапространстве с ЕС, которое снимает ограничения для авиасообщений с 31 марта 2015 года. В частности, Соглашение предусматривает, что все авиакомпании Евросоюза смогут выполнять прямые полеты в Украину из любой точки ЕС, а украинские компании — в ЕС. Ожидается, что конкуренция поспособствует установлению рыночных цен на все рейсы.

Кроме того, в сентябре 2013 года произошло еще одно знаковое для всей отечественной авиационной отрасли событие — Украина получила I категорию FAA (ФАА — Федеральной авиационной администрации США). Это значит, что украинские перевозчики получили возможность значительно расширить географию полетов и открыть рейсы в города США без ограничений частот.

Напомним, в ходе аудита ФАА в 2004 года были выявлены несоответствия международным требованиям ИКАО и в апреле 2005 года Украина была переведена в категорию II FAA и всем украинским авиакомпаниям было запрещено открывать новые рейсы в США, использовать дополнительные самолеты и / или увеличивать частоту на маршрутах, которые уже существовали на момент завершения аудита. Также было запрещено заключать договоры code-share с американскими авиакомпаниями.