НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Государство может "повесить" на ДТЭК 14 млрд грн дотаций шахтерам

В угольной отрасли Украины назрел большой конфликт. Участники — один из лидеров рынка, компания ДТЭК, подконтрольная Ринату Ахметову, и государственная компания "Уголь Украины"
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

В угольной отрасли Украины назрел большой конфликт. Участники — один из лидеров рынка, компания ДТЭК, подконтрольная Ринату Ахметову и государственная компания "Уголь Украины".

Главной проблемой является заявленная "Углем Украины" задолженность компании ДТЭК по отгрузке угля за 2012 год в размере 89,3 млн грн, а также недобор сырья в январе-феврале текущего года, который составляет уже 63,5 тыс. тонн. Госкомпания заявляет, что главной причиной возникшего в феврале недобора в 41,4 тыс. тонн является неподтверждение ДТЭК приема 167 тыс. тонн угля в январе.

Конфликт был якобы разрешен 5 февраля, когда в Минэнергоуглепрома провели согласительное совещание с руководством ДТЭК, по итогам которого были достигнуты договоренности о начале возобновления отгрузки угля государственных шахт и решен ряд проблемных вопросов, способствующих стабилизации положения в топливно-энергетическом комплексе. На следующий день ДТЭКом было направлено письмо с запросом необходимых документов для начала отгрузки угля с шахт Львовско-Волынского бассейна на Добротворскую ТЭС, где наблюдается наибольшее напряжение.

Но ситуация не решилась. Вместо положенного угля из львовско-волынских шахт, ДТЭК получил разнарядку на транспорт угля с луганских шахт для последующего сжигания на ДТЭК Запорожская ТЭС. При этом объем луганского угля в полтора раза превысил количество предоставленного западного угля.

Член Наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что главной причиной конфликта между "Углем Украины" и ДТЭК является желание государства освободиться от дотационных шахт и заставить компанию Ахметова платить больше, покупая госуголь. "Цена угля составляет примерно 1900 гривен за одну тонну, а ДТЭК, будучи добывающей компанией, скупает уголь Львовско-Волынского бассейна за 490 гривен. Для государства такая торговля несет серьезную финансовую нагрузку — чтобы содержать шахты в рабочем состоянии, а также выплачивать шахтерам своевременную зарплату и социальный пакет, в прошлом году было потрачено 14 млрд грн", — говорит Корольчук. И эти дотации посредством приватизации и концессии украинских шахт власть хочет "перебросить" на частную компанию. "По сути, сейчас между властью и ДТЭК идет силовой диалог, в результате которого обе стороны хотят доторговаться до выгодных условий", — резюмировал Корольчук.

Выходит, что, навязывая ДТЭК луганский уголь, государство тем самым пытается добиться перспективной приватизации либо концессии невыгодных шахт. По словам Корольчука, в перспективе до 2015 года компания Ахметова сконцентрирует в своих руках до 70% угледобывающей промышленности, потому властям важно не оставлять убыточные предприятия себе. "ДТЭК позиционирует себя, как социально ответственная компания, вот государство и решило этим воспользоваться", — говорит Корольчук.

Нельзя не отметить в этом конфликте роль теневых схем добычи угля — копанок. В 2012 году на копанках было добыто по разным оценкам от 6 млн. тонн, примерно такое же количество трейдеры ожидают увидеть и в текущем.

О том, что угольная отрасль Украины на пороге масштабного кризиса, который грозит коллапсом, заявил на текущей неделе председатель Независимого профсоюза горняков Украины (НПГУ) Михаил Волынец. По его мнению, сегодня одной из основных проблем угольной отрасли является ее несбалансированность.

"На рынке существует профицит угля. И проблема не том, что шахтеры своим потом и кровью добыли много угля, а в том, что существует теневой рынок угля, объем которого составляет порядка 7 млн тонн в год", — отметил Волынец.

В результате нелегальной и полулегальной угледобычи, только в 2012 году порядка 3,5 млн тонн неучтенного угля пошло на государственные ТЭС, 1,2 млн тонн — на ТЭЦ. Для продвижения сырья на рынок используются схемы легализации через госшахты и получают за нелегальный и полулегальный уголь дотации из госбюджета, объем которых в 2012 году составил 11 млрд грн. Такая тенденция негативно сказывается на легальных частных и госшахтах, шахтеры которых могут остаться без работы, потому что уголь с копанок дешевле и не поставляет налоги в бюджет. Из-за "копанок" предприятия, выполняющие все социальные обязательства, не могут увеличить объемы реализации и доход для повышения зарплат.

ДТЭК же считает, что решение проблем львовских и других государственных шахт заключается в принятии энергобаланса на 2013 год, блокировании закупок угля с копанок государственными ТЭС, а также повышении уровня оплаты за электроэнергию со стороны госпредприятий и бюджетных организаций (погашение долгов), что даст приток финансирования для добывающего сектора.

К сожалению, к моменту выхода материала компания "Уголь Украины" не предоставила своей позиции. В ближайшее время мы ожидаем комментария с их стороны.

В итоге ситуация получается патовой. Легализация теневого угля приводит в упадок госшахты и мешает развитию частных, а попытки провести реформы социального пакета на частных шахтах вызывают напряжение в среде шахтеров. Президент Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук считает, что грядет кризис в угольной отрасли, который грозит коллапсом и может вылиться в шахтерские акции протестов по всей Украине. "Поэтому сегодня, в первую очередь, правительство должно быть заинтересовано в как можно скорейшем решении проблем угольной отрасли для недопущения роста социальной напряженности в регионах и стране в целом", — считает он. Юрий Корольчук уверен, что эта "война" на угольном рынке будет последней и решит исход противостояния "государство-частники". "Главное, чтобы это решение не было принято посредством людей", — считает эксперт.