Как избежать судьбы динозавров, или Sustainable development по-украински

В чем специфика sustainable development по-украински, на что менять рекламщикам призыв "Покупай больше!", почему устойчивое развитие относят к риск-менеджменту? Об этом — Хеннинг Драгер, партнер по устойчивости & КСО аудиторской компании BDO в Украине

Хеннинг, появлению лет двадцать назад термина "устойчивое развитие" мы обязаны экологам, которые первыми забили тревогу. И до сих пор экологический "перекос" в понимании концепции sustainable development остается. А может, это и не перекос вовсе? Может, как раз все правильно, особенно теперь, когда прогнозы относительно экологических катастроф начинают сбываться?

Действительно, проблема в том, что многие люди воспринимают устойчивое развитие исключительно как часть экологии. Немало таких и среди моих друзей. Но это абсолютное заблуждение.

Устойчивое развитие сочетает много аспектов. Самые важные из них — экономика, социум, экология. При этом мы должны принимать во внимание потребности будущих поколений, думать о том, как они будут жить.

Не следует забывать и о таких факторах, как культурный и лингвистический. К примеру, вопрос украинского языка на территории Украины — это как раз вопрос устойчивого развития. Невозможно не учитывать политический аспект, с которым тесно взаимосвязаны все остальные. Например, чтобы получить деньги на экологию, нужно решить ряд политических вопросов.

Но чаще всего мы слышим заявления, что бизнес вне политики. В Украине в последнее время такие месседжи звучат особенно часто. Что на это скажете?

Все это ерунда. Бизнес на 100% заполитизирован. Политика везде: любой выбор совершается на политической основе, от этого зависят все инвестиции и голосования.

У вас большой опыт консультирования компаний в разных странах, а последние три года вы работаете в Украине. Скажите, какие ошибки совершают украинские компании, утверждающие, что они устойчивые и ответственные?

Знаете, это как в знаменитом примере со стаканом: он наполовину полный или наполовину пустой… Очень легко быть пессимистом и сказать, что в Украине с этим серьезные проблемы, потому что пока компании только начинают создавать свою устойчивость, и для них это действительно огромный вызов.

Стране приходится выживать в условиях торговой войны, балансируя между торговлей с Россией, США и ЕС. Главное для Украины — определить курс, куда она хочет двигаться. Только после этого станет ясно, что будет с устойчивым развитием.

Что будет сложнее всего при европейском выборе?

Украина — часть Европы, однако на 20-30 лет страна отстает от европейских государств. Это одна из стран с наибольшим уровнем загрязнения окружающей среды и выбросов СО2 в Европе. Даже в России они ниже.

В Украине много трудностей по всем аспектам. Взгляните на политику, экономику, экологию, культуру, образование. Очень мало инвестиций поступает в инфраструктуру, которая страшно устарела. Бизнес не спешит ее модернизировать, считая, что это должно делать государство. Государство не предпринимает никаких действий, говоря, что нет бюджета. Гражданское общество слабое. В результате все хотят изменить ситуацию, но при этом ничего не делают.

Хотя появляется надежда на изменения, когда я вижу такие компании, как СКМ, "Метинвест", ДТЭК или "АрселорМиттал Кривой Рог", которые обращают внимание не только на финансовую составляющую своей деятельности, но и активно развивают корпоративную ответственность, высокие стандарты ведения бизнеса и заботятся о создании рабочих мест для украинцев.

Но главной остается та проблема, что политика продолжает влиять на инвестиционные стратегии владельцев бизнеса. У бизнесменов нет возможности сказать, что они хотят развиваться в Украине и для Украины, зарабатывать деньги и не ждать, пока государство внесет свои поправки. Думаю, сейчас необходимо посмотреть назад и проанализировать, как это все произошло. И совершенно поменять отношения между политикой и бизнесом. Реформировать энергетическую систему, экономику.

Вам удается "достучаться" до украинского бизнеса?

Пока не удалось. Но это целый комплекс задач. Чтобы люди становились более осведомленными в вопросах устойчивого развития, необходимо обратить внимание на рекламную сферу. Ведь основная цель рекламы — продать людям как можно больше товаров и услуг. Внушить, что им нужны все эти вещи, чтобы они брали кредиты и покупали, покупали, покупали…

Это нужно остановить, потому что ресурсы не бесконечны. В компаниях полагают, что это единственная модель существования. Но рекламщикам и маркетологам пора взять на себя больше ответственности и поразмыслить, что же на самом деле они продают.

На что тогда менять призыв "Покупай больше!"? На "Покупай…" что?

Не стоит людей воспринимать только как потребителей — помимо всего прочего, мы жители этого мира, этой планеты.

"Я как эколог рассматриваю sustainable development с точки зрения экосистемы всей планеты. Для меня нормально думать на семь поколений вперед. Но другие нередко смотрят на меня как на сумасшедшего. Нужно быть более ответственным в долгосрочной перспективе. Нужно инвестировать в будущее".

Но если взять, к примеру, фэшн-индустрию, которая, как известно, одна из самых "грязных" — там столетиями идет игра в тренды сезона. Нас приучили, что надо немедленно сменить вещи из старой коллекции на вещи из новой, только так ты будешь выглядеть круто, стильно, современно. Иначе ты — "анахронизм". А кому хочется быть анахронизмом?

Нужно в принципе акцентировать внимание на других важных деталях: на том, что товар можно отдавать на переработку и повторное использование. До сих пор в индустрии действует концепция Cradle to Grave, когда конечный продукт выбрасывается после использования, а не перерабатывается. Простой пример — разбившийся стакан. Он просто выбрасывается в урну, правильно? Но это не просто мусор, это waste of money для бизнеса и общества. Нужно менять модель на Сradle to Cradle, когда конечный продукт после использования перерабатывается, тем самым не накапливая мусора. Так должно быть и в фэшн-индустрии. Проблема пока состоит в недостатке технологических решений.

Cradle to Cradle — в основе этой концепции лежит непрерывный цикл использования продукции, снова и снова, по кругу — так, как это происходит в природе (в отличие от линейной экономики по методу "Бери, делай и утилизируй", которая является неустойчивой в связи с дефицитом природных ресурсов). Компании, работающие по принципу Cradle to Cradle, разрабатывают продукцию, благоприятно влияющую на окружающую среду и здоровье человека и имеют возможность перерабатывать ее в рамках двух процессов — технического и биологического. В рамках первого материалы поступают обратно в производство для изготовления новой продукции; в рамках второго — вносятся в почву в качестве питательных веществ.

То есть, заложить в головы потребителей, что "фишки" поменялись, и сейчас в тренде быть GoGreen и "sustainable development". Но для этого сначала должна произойти "революция ценностей" в бизнесе…

Бизнесу пора перестать создавать продукты только для одноразового использования, нужно искать решения, как их использовать в дальнейшем. Хорошо, если компании обращают внимание, как используется вода и энергия при создании продукта. Если мы не позаботимся обо всем этом, то потеряем все доступные нам ресурсы. На мой взгляд, американский стиль жизни и устойчивое развитие не смогут ужиться вместе.

А какие вы можете назвать эффективные инструменты, способные противостоять ухудшению ситуации в использовании природных ресурсов?

Их два. Первый — необходимо наладить должное регулирование. Второй — правильно использовать маркетинг. Нужно найти модель, как вовлечь людей в дело бережного использования ресурсов. Например, сейчас все активнее начинают использовать электрокары, что очень важно для сохранения природных ресурсов. Или, к примеру, в Дании за бутылку воды или жестяную банку люди доплачивают дополнительные 30-55 центов в зависимости от типа и объема бутылки, но потом можно вернуть упаковку для переработки (для этого в супермаркетах установлены специальные контейнеры) и получить обратно свои деньги.

Вот такие контейнеры для использованной упаковки установлены в Дании.

Контейнеры для использованной упаковки в супермаркете в Дании.

Но, к сожалению, на один хороший пример можно привести двадцать плохих. Status quo бизнеса приведет к тому, что многие ресурсы "исчезнут как динозавры" — и мы вместе с ними.

Чтобы вы могли сказать компаниям, которые все время откладывают на более спокойные времена тему устойчивого развития, социальной ответственности? Сейчас, мол, надо выживать…

Как только Украина подпишет соглашение с ЕС и вступит в Европейский союз, европейские компании выйдут на украинский рынок, и тогда ситуация начнет меняться, но будет уже поздно, и многие украинские компании утратят свои конкурентные преимущества. Потому что на Западе намного выше требования к КСО и устойчивому развитию, и бизнес более продвинутый в этом направлении.

И еще один важный момент заключается в том, что если компании хотят иметь торговые отношения с ЕС, они должны продемонстрировать высокие стандарты качества. Бизнес все время чего-то ждет, боясь рисков, но в будущем ничего хорошего такие компании не ждет. Нужно уже сейчас быть готовым к внедрению стратегии устойчивого развития, социальной ответственности, а не думать об этом потом. Рассматривайте устойчивое развитие и CSR в рамках риск-менеджмента.

Хеннинг Драгер

Партнер по устойчивости & КСО международной аудиторской компании BDO в Украине.

Имеет более чем 15-летний опыт консультирования по вопросам устойчивого развития, работая в таких компаниях, как Goldman Sachs, WWF, Friends of the Earth International и ACCA Global.

Региональный директор Международного совета по интегрированной отчетности (IIRC).

Источник: Marketing Media Review