- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Какие угрозы таит в себе законопроект об обороте сельхозземель?
Законопроект "Об обороте земель сельхозназначения" призван ускорить формирование в Украине прозрачного земельного рынка. Так официально звучит одна из целей принятия документа. Законопроект был разработан Государственным агентством земельных ресурсов еще весной этого года и стал "преемником" законопроекта о рынке земли, который так и не был одобрен Верховной Радой. С 5 апреля текущего года (именно тогда был презентован этот законопроект) документ перерабатывали уже три раза. В Госземагентстве заявляют, что окончательно законопроект планируют доработать до октября текущего года.
Delo.Ua попыталось разобраться, какие риски содержит в себе законопроект и почему его не стоит принимать в сегодняшней редакции. Эксперты обращают внимание, что многие положения законопроекта могут способствовать росту коррупции на новосозданном земельном рынке.
1. Список субъектов, которые смогут покупать землю, является очень ограниченным. Согласно документу, покупать-продавать землю может государство, территориальные общины, Земельный банк и граждане Украины. Юридические лица покупать землю не имеют право. Причина запрета очевидна: через юрлица иностранцы могут покупать украинские земли. "Мы забываем важный момент — в Украине фермерские хозяйства, согласно законодательству, не могут принадлежать иностранцам", — обращает внимание Павел Кулинич, юрист проекта USAID "Агроинвест". По его словам, убирая со списка потенциальных собственников земли фермерское хозяйство, мы приходим к абсурдной ситуации, когда землей владеет конкретный гражданин Украины, а все фонды — помещения, техника, элеватор и т.д. принадлежат хозяйству.
2. Завышенные требования к гражданам — потенциальным собственникам земельного участка. Информация о покупателе должна появиться на сайте Госземагентства, что может вызвать проблемы у крестьян. Крестьяне, как правило, далеки от Интернета и необходимость подобного оформления может вызвать появления прослойки посредников, которые за отдельные деньги будут регистрировать покупателей на сайте агентства. А это допрасходы, которые ложатся на жителей села. Кроме того, многие из них не захотят "светиться", что будет способствовать развитию "серых" схем покупки-продажи земли.
Покупатель также должен получить справку с управления агропромышленного комплекса районной администрации. В этой справке, в том числе, должно быть прописано, что он желает использовать земельный участок для ведения собственного хозяйства. "Я не представляю, на основании чего чиновник районной администрации может выдать такую справку", — отмечает Сергей Биленко, член совета ассоциации "Земельного союза Украины".
3. Привязка к месту проживания покупателя. Он должен проживать в радиусе 20 км от участка на протяжении трех лет. Это очень сильно сужает круг потенциальных покупателей. "В результате, люди сначала будут прописываться в месте покупки и лишь через три года узаконивать право собственности. Зачем это делать?" — интересуется Андрей Кошиль, президент ассоциации "Земельного союза Украины".
3. Приоритетное право государства на покупку земли с/х назначения. Другими словами, если земельный участок за одну и ту же сумму готово купить государство и гражданин Украины, то участок должен быть продан государству. Это порождает неравные "условия игры" для разных субъектов земельного рынка.
4. Установление "штрафных платежей" за перепродажу земельного участка в течение одного года после покупки. Гражданин, который продал земельный участок на протяжении первого года, должен будет заплатить 100% нормативной стоимости земли. Если участок находится вблизи больших городов, то его рыночная стоимость будет на порядок выше, чем номинальная. Даже заплатив такой штраф, потенциальный "спекулянт" получает прибыль. Другое дело отдаленное от крупных городов село. Там нормативная стоимость земли может быть выше рыночной. Продав участок, крестьянин вынужден будет заплатить штраф, который выше стоимости самого участка, обращает внимание Павел Кулинич. По его словам, указанная норма не учитывает социальные реалии Украины.
5. Если собственник земли два года не уплачивает налог на землю, то земельный участок конфискуется государством. Эта норма вступает в конфликт с Конституцией. В главном законе страны прописано лишь два возможных случая изъятия частной собственности — для общественных потребностей (к примеру, нужно построить дорогу) и по решению суда.
6. Установление минимального срока аренды земли на уровне 8 лет. Эта норма должна содержать исключения для людей, которые сами работают на своей земле (агропроизводителей), считает Павел Кулинич.
7. Обязательства по трудоустройству людей. Количество людей, которых необходимо трудоустроить, привязывается к размеру земельного надела. Для чего заставлять фермерское хозяйство нанимать дополнительных работников, если они сами работают на своей земле, интересуются эксперты.
В завершении можно сказать, что эксперты считают законопроект "дырявым" и призывают Госземагентство доработать его с учетом опыта других стран и украинских реалий.