НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,35

42,30

EUR

44,40

44,15

КСО-практика: 12 шагов при подготовке нефинасового отчета

Зачем готовить нефинансовый отчет? Что ни в коем случае не надо писать в отчете и, напротив, что там обязательно должно быть? Об этом и других аспектах социальной отчетности рассказывает Марина Сапрыкина, руководитель "Центра "Развитие КСО"

Этот мини-гайд очень пригодится тем, кому шеф уже дал задание под названием "Нефинансовый отчет". Но и те, кто считают себя "асом" нефинансовой отчетности, найдут здесь интересную информацию. Например, о том, что же на самом деле думают об украинских отчетах их читатели.

Если годовые финансовые отчеты выпускаются уже примерно 150 лет, то сама идея выпуска нефинансовых отчетов возникла лет 40 назад. И первые нефинасовые отчеты небрежно называли "эко-порнографическими" или рекламными. За то, что они никак не были связаны с результатив­ностью.

За 40 лет нефинасовый отчет проделал огромный прогресс. Высшая точка на сегодня — законодательные требования к отчетности в таких странах, как Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Германия.

2010 год начал новый этап в отчетности — "Один или интегрированный отчет". Это ежегодный отчет компании, в котором представлены как финансовые, так и нефинансовые показатели.

Еще один новый принцип, появившийся совсем недавно в мире — Report or Explain. Суть его в том, что компании должны ежегодно представлять интег­рированный отчет или объяснить в своем финансовом почему они этого не делают.

С 1 июня 2010 года в Южной Африке этот принцип введен для всех 450 компаний, акции которых котируются на бирже, в Дании он действует с 2008 года. Европейская Комиссия рассмат­ривает возможность принятия принципа Report or Explain для компаний в Европе.

Что такое нефинансовый отчет

Нефинансовые отчеты — это отчеты компаний, которые содержат не только информацию о результатах экономической деятельности, но также социальные и экологические показатели. Это инструмент информирования заинтересованных сторон компании (стейкхолдеров, а именно: акционеров, сотрудников, партнеров, клиентов и общества в целом) о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в стратегических планах развития цели по экономической, социальной и экологической устойчивости.

Последние исследования показывают, что наибольшее количество компаний готовят нефинансовые отчеты для своих инвесторов и сотрудников.

Последние исследования показывают, что наибольшее количество компаний готовят нефинансовые отчеты для своих инвесторов и сотрудников.

Другие названия нефинансового отчета:

■ отчет о корпоративной социальной ответственности (КСО отчет),

■ отчет по устойчивому развитию,

■ отчет о корпоративном гражданстве,

■ отчет о влиянии компании на окружающую среду, здоровье и безопасность (отчет EHS),

■ социальный отчет.

Что дает компании подготовка нефинансового отчета

Нефинансовый отчет:

Повышает качество и прозрачность корпоративного управления.

Улучшает реализацию социальных и экологических проектов, увеличивая инвестиции в устойчивое развитие.

Оценивает неэкономический вклад компании в развитие общества, снижая затраты на неэффективные программы.

Помогает обозначать и управлять рисками.

Улучшает диалог с заинтересованными сторонами, повышая доверие и лояльность к компании.

Позволяет провести бенчмаркинг.

Демонстрирует обязательства компании перед своими сотрудниками и другими стейкхолдерами.

Позволяет соответствовать внешним требованиям различных стандартов.

Демонстрирует лидерство компании и стратегический подход к КСО, улучшает репутацию компании.

Помогает дифференциировать компанию от конкурентов.

По каким стандартам готовят отчеты

Отчет свободного формата.

Коммуникация о прогрессе (КОП) по выполнению принципов Глобального договора ООН

GRI отчет

Отчет по стандарту AA1000

Интегрированный отчет

Отчет свободного формата:

создается компанией по собственной структуре. Есть два вида подобных отчетов: буклеты (в основном, это перечень тех или иных проектов компании) и солидные отчеты с собственной, разработанной компанией, системой и показателями.

Коммуникация о прогрессе (КОП) по выполнению принципов Глобального договора ООН:

готовится только компаниями — членами ГД ООН раз в год. Он должен содержать вступительное слово руководителя компании, в котором обязательно должна быть зафиксирована поддержка принципов ГД и демонстрация того, как компания выполняет принципы ГД ООН в четырех сферах: права человека, трудовые отношения, защита окружающей среды и борьба с коррупцией.

GRI отчет:

Отчет по стандарту GRI (Глобальная инициатива по отчетности) имеет четкие индикаторы, которые компания должна раскрыть. В соответствии с описанием тех или иных показателей компания получает различные уровни применения — от А (раскрытие всех показателей) до С (раскрытие по одному показателю в экономической, социальной и др. сферах). Если компания проходит независимую оценку, то к букве уровня применения добавляется значок "+".

Отчет по стандарту AA 1000:

базируется на диалоге со стейкхолдерами и может быть проверен стейкхлодерами (верифицирован). Верификация отчета — это подтверждение предоставленной информации независимой стороной.

Интегрированный отчет:

объясняет, как устойчивое развитие вписано в ведение бизнеса компании. Сегодня такие компании, как BASF, Philips, Novo Nordisk (с 2004 г.), United Technologies Corporation, American Electric Power и Rabobank, готовят интегрированные отчеты. В 2007 году инициатива принца Уэльского "Отчетность по устойчивому развитию" представила План интегрированной отчетности, которым пользуются для своей отчетности такие компании, как Aviva, BT и HSBC. Тем не менее, сам набор показателей для интегрированной отчетности еще разрабатывается.

12 шагов подготовки отчета

Шаг 1: необходимо получить одобрение руководства компании.

Шаг 2: согласовать цели компании (для чего она отчитывается: улучшение репутации, увеличить ценность для акционеров, стать лучше конкурентов), ожидания как компании, так и стейкхолдеров, потребность в верификацией третьей стороной.

Шаг 3: определить, по какому стандарту или формату компания будет готовить отчет, его масштаб (уровень раскрытия экономических, социальных и экологических показателей) и язык, определить ресурсы и временной период, форму воплощения отчета (печатный или онлайн), уровень верификации.

Шаг 4: создать кросс-секторальной рабочую группу из разных отделов для подготовки отчета.

Шаг 5: согласовать ключевые вопросы для раскрытия в отчете, оценить, есть ли информация по согласованным вопросам (собирают ли данные по этим показателям). Желательно также рассмотреть другие отчеты, в том числе и конкурентов на национальном и глобальном уровнях, для большего понимания и новых идей.

Шаг 6: привлечь стейкхолдеров для определения существенных вопросов для раскрытия в отчете.

Шаг 7: создать Протокол отчетности (описание раскрываемых показателей, методологию и периодичность их сбора), провести анализ полученных данных.

Шаг 8: согласовать ключевые заявления отчета, составить текстовую часть отчета, определить графическую часть отчета, фотографии. Один из лучших отчетов крупной компании в Украине имеет очень мало фотографий, что снижает интерес к отчету.

Шаг 9: подумать над названием отчета, которое должно отображать ключевые изменения, произошедшие за отчетный период или приоритеты Вашей компании на будущее. Структура отчета и слово Генерального директора также должны корреспондировать с названием отчета.

Шаг 10: провести аудит отчета, как внутренний, так и внешний.

Шаг 11: сделать электронную или печатную версию отчета. Можно сделать отдельный мини-сайт по отчету на портале компании. Несмотря на то, что интернет сегодня — самое популярное место для размещение отчетов, рекомендую сделать печатную форму для презентаций, а также сокращенную форму отчета (8-10 стр) для ознакомления ваших сотрудников, размещения в ваших магазинах, на ресепшене главного офиса.

Шаг 12: разработать стратегию распространения отчета среди ключевых стейкхолдеров, а также коммуникационную стратегию. Компания может продемонстрировать свой отчет через видео, аудиозаписи, картинки, пресс-релиз. Одним из ключевых трендов в коммуникационной стратегии сегодня являются игры и опросы. Интересны примеры компаний Sutter Health, АФК "Система", Patagonia.

Обязательные элементы нефинансового отчета

Источник информации: статья Мела Вилсона, группа по решениям устойчивого бизнеса PRICEWATERHOUSECOOPERS LLP

1. Масштаб Вашего отчета. Опишите, о чем Вы пишите, а о чем — нет, какие критерии раскрываете.

2. Описание Вашей компании: модели управления компанией, рынки и операционная деятельности.

3. Практики компании. Что компания делает в трех сферах: экономической, экологической и социальной.

4. Вопросы особого интереса Ваших стейкхолдеров. Определите материальные (важные) вопросы для компании и стейкхолдеров для раскрытия их в отчете (энергоэффективность, здоровье сотрудников, и т.д.).

5. Описание деятельности вашей компании по решению вопросов КСО. Реальные практики компании с использованием фотографий и графиков. Постарайтесь описать только самые лучшие кейсы компании.

6. Политика и подходы компании.Политика компании по определенным важным вопросам, отношение топов, будущие риски.

7. Показатели результативности. Покажите количественные индикаторы по всем определенным важным вопросам (безопасность, развитие образование и т.д). Индикаторы важно оценивать раз в год. Необходимо указать мнение топов, довольны ли они результатами компании за отчетный период.

8. Будущие цели и задачи. В отчете необходимо расскрыть цели и задачи на ближайшее будущее. Это продемонстрирует системность подхода компании к КСО.

Чего избегать в нефинансовых отчетах:

1. Неточности и некорректности подачи информации. Недавно Leeds University (Великобритания) и Euromed Management School (Франция) проанализировали 4000 нефинансовых отчетов и "нашли неподтвержденные заявления, непонятные данные и неточные цифры". Например, итальянская компания ENEL в своем отчете заявляла, что "наши выбросы составили 122 089 млн. тонн". На самом деле, оказалось, что это в 4 раза больше выбросов планеты Земля.

2. Использования общих утверждений("компания соблюдает права человека, отраженные в таких Конвенциях ООН", и т.д.) и устойчивых клише ("мы, как социально ответственная компания", "строим лучшее будущее"). Если такая практика была приемлема для первых появившихся отчетов компаний, когда и компании учились писать отчеты, а читатели — читать, то сейчас — это моветон, снижающий доверие к отчету.

Автор: Марина Сапрыкина, руководитель "Центр "Развитие КСО"

Материал опубликован в журнале Marketing Media Review

Продолжение темы, как готовить нефинасовый отчет, читайте в рубрике "Социальные инициативы" завтра.