- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Кто строит в Украине новые сети АЗС
В 2012 году натуральный объем украинского рынка светлых нефтепродуктов (бензинов и дизтоплива), по данным Госстата, составил 10,2 млн тонн, за 9 месяцев 2013 года — 7,2 млн тонн. Если в оставшийся квартал тенденция сохранится, то нынешний год принесет Украине падение в потребление топлива на уровне 600 тыс. тонн. А предпосылки к тому есть. В сентябре 2013 года, по информации государственного статистического ведомства, реализация бензина в Украине сократилась на 6,3% в годовом соотношении, дизельного топлива — на 13,9%.
Такая статистика, впрочем, совсем не мешает операторам вкладываться в автозаправочные сети. Притом, что в стране и так насчитывается порядка 7 тысяч АЗС. Директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн объясняет активность в секторе прогнозами в отношении роста потребления моторных топлив в Украине в последующие годы.
Сетевой рост и закат джобберства
О стратегии наращивания количества АЗС — как на текущий, так и последующий годы — громко заявляют два лидера розничного рынка: WOG бизнесмена Игоря Еремеева и "ОККО", входящее в концерн "Галнафтогаз" Виталия Антонова. На 2013 год в "ОККО" запланировали открыть 40 новых автозаправочных комплексов, в WOG замахнулись на 50 дополнительных АЗС.
В следующем году, при удачной конъюнктуре рынка, обе компании планируют выйти на показатель в 600 автозаправок по Украине. (На начало текущего года в сети "ОККО" насчитывалось 355 станций, WOG — около 450). До 2016 года в первой компании намерены инвестировать в свое сетевое развитие свыше $150 млн, во второй точную сумму не называют, однако говорят, что постройка 50 АЗС обойдется примерно в $50 млн. По экспертным оценкам, открытие новой "точки" каждой из этих компаний в 2013 году требовало $1-1,5 млн в зависимости от типа станции.
Но "лидером заявлений" в секторе стала Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР, SOCAR), работающая в нашей стране с 2008-го. По словам главы украинского представительства SOCAR Эльчина Мамедова, компания планирует утроить количество заправок до конца следующего года. "К концу 2014-го мы планируем выйти на показатель в 100-120 АЗС в сравнении с 34 в мае 2013-го", — отмечал он в июне, подчеркивая, что такое расширение потребует $150 млн инвестиций. За пять лет ГНКАР уже вложила свыше $180 млн в развитие своего украинского бизнеса.
Другие игроки этого рынка сетевое строительство планируют не в столь заметных масштабах. К примеру, "Параллель" Рината Ахметова в следующем году намерена расширить сетку АЗС до 101 — за счет открытия 20 новых комплексов, сообщила гендиректор компании Елена Хиленко на конференции Petroleum-Ukraine-2013, проходившей 12-13 ноября в Киеве. На запрос Delo.UA о том, сколько "Параллель" намерена вложить в этот проект, в компании не ответили.
Международный бренд Shell на нашем рынке придерживается еще более осторожной стратегии. До конца 2013-го компания планирует открыть всего 13 заправок, тогда как 2012-м компания увеличила свою сеть АЗС в Украине на семь единиц. На следующий год здесь свои планы не конкретизируют, отмечая лишь о намерении "сохранить такую же динамику". Как и не приводят суммы планируемых вложений. Эксперты, однако, утверждают, что в Украине открытие одной новой АЗС обходится до $2 млн при сроке окупаемости в среднем 5-7 лет.
Еще один крупный игрок украинской розничной торговли светлыми нефтепродуктами — "Лукойл" — в своей программе развития до 2021 года указывал увеличение количества АЗС до 300 при нынешних 249. До 2017 года на эти цели планировалось направить около $100 млн. В 2013 году "Лукойл" намеревался открыть 40 новых станций, но осуществить задумку не удалось. В компании воздерживались пояснять причины "срыва".
Наряду с активизацией сетевого строительства в секторе эксперты отмечают и тренд с его укрупнением — когда крупные операторы покупают отдельные автозаправочные станции. Что интересно, джобберство (передача права на использование символики бренда без прямой покупки АЗС) в эти схемы уже не укладывается.
Президент Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук поясняет такие подходы тем, что джобберы часто могут нанести "качественный вред" репутации бренда. "Владельцы АЗС располагают централизованной системой поставок для своих основных активов. Джобберы же работают с собственными поставщиками, но под брендом некоей крупной компании. При этом проконтролировать качество топлива на каждой заправке каждый день довольно сложно", — объясняет он.
Товарные потоки
Украина располагает мощностями для годовой переработки 59 млн тонн нефтяного сырья, но из-за простоя большинства заводов фактический показатель в 2012-м составил только 3,9 млн тонн. И украинский розничный рынок нефтепродуктов работает преимущественно на импортном продукте.
По данным "А-95", основными странами-поставщиками нефтепродуктов в Украину как в 2012 году, так и в текущем были: Беларусь, Румыния, Литва, Россия, Польша, Венгрия, Италия, Израиль, Болгария и Туркменистан. А по информации Миндоходов, в январе-сентябре 2013 года импорт составил 4,7 млн тонн на общую стоимость $4,6 млрд. За указанный период, в частности, из Белоруссии нефтепродуктов было завезено на $1,8 млрд, России — на $1,2 млрд, Литвы — на $507 млн. Большинство участников рынка утверждают — АЗС в Украине практически полностью импортозависимы. Генеральный директор компании WOG Сергей Корецкий говорит, что 100% бензина, реализованного на автозаправках возглавляемой им сети — из зарубежных источников. Среди поставщиков: Мозырский НПЗ (Беларусь), польско-литовский концерн Orlen, российский "Лукойл".
Украинские поставщики в секторе представлены двумя нефтеперерабатывающими заводами — Кременчугским НПЗ, подконтрольным структурам группы "Приват" Игоря Коломойского, и государственным Шебелинским ГПЗ. По данным Минэнергоугля, в целом НПЗ и ГПЗ Украины в январе-сентябре 2013 года переработали 2,365 млн тонн нефтяного сырья. В конце сентября ситуация изменилась — на украинский топливный рынок вышел Одесский НПЗ из группы ВЕТЭК Сергея Курченко. По информации того же министерства, в октябре этот завод произвел 65 тыс. тонн топлива. "Большинство топлива украинского производства на заправки сейчас не попадает — оно используется госорганизациями. Продукция же Кременчугского НПЗ поставляется в сеть заправок, принадлежащую группе "Приват", — комментирует Сергей Куюн.
Хотя уже в 2014 году ситуация с поставками "нефтетовара" для розничного сектора может "круто" измениться в пользу украинского производителя. Аналитики связывают это с выходом на серьезную мощность Одесского НПЗ и намечаемым на весну-2014 рестартом Лисичанского НПЗ. Если эти сценарии реализуются, то отечественное топливо может занять до 60% на украинском рынке. Но прогнозировать точные показатели не берутся. "Говорить о конкретном показателе можно будет только по результатам I полугодия-2014. Причем оценочная база будет весьма показательной — за январь-июнь текущего года доля украинской продукции на рынке составила чуть более 22%. Это минимальный показатель за последние несколько лет", — подчеркивает руководитель "А-95".
Хотят заправить
Наполнение рынка "местной" продукцией — одна из главных вариаций развития событий в секторе. Но не единственная. В пул поставщиков товара на украинские АЗС планируют зайти еще три крупных бензиновых трейдера, аффилированных с зарубежными производителями: румынская Rompetrol, "Беларусская нефтяная компания" (БНК) и "дочка" российского газового гиганта "Газпромнефть". Эти компании заявляли о желании выйти на наш рынок еще в конце 2012-го. Но спад в потреблении топлива и "сложности конкуренции" на украинском рынке внесли коррективы в былые планы.
"Газпромнефть" в Украине пока построила только четыре заправки. Это — на фоне планов по строительству в нашей стране около 300 комплексов до 2020 года. "Процесс развития может идти по нескольким направлениям. Покупка у существующих операторов, новое строительство и реконструкция. Все будет зависеть от конкретной локации и бюджета", — цитирует пресс-служба компании главу ее дирекции по региональным продажам Александра Крылова. Только вот о том же в "Газпромнефти" говорили и почти полтора года назад, при открытии первой заправки на трассе Киев-Одесса…
У румынской компании, впрочем, с украинским автозаправочным проектом не заладилось еще больше. Rompetrol до конца 2012-го успел построить одну АЗС в Херсоне, но столкнулся с неприятностями на украинской таможне. В итоге компания, которая планировала в течение нескольких лет создать совместно с НАК "Нафтогаз Украины" сеть автозаправочных станций на 700 объектов, вынуждена была пересмотреть свои инвестиционные намерения. Запрос Delo.UA в отношении планов на 2014-й в Rompetrol предпочли оставить без ответа.
БНК также ничем особым похвастаться не может. В 2013-м в этой компании говорили о возможном открытии десяти АЗС на территории Украины с перспективным расширением до 50 станций. Компания планирует торговать через них уже известными украинцам бензином и дизтопливом белорусского производства; остается убедить потребителя покупать прежний продукт на новых "точках". Сделать это будет не легко. Что признают, кстати, и в самой БНК, глава украинского представительства которой прямо констатировал на конференции Petroleum Ukraine: "Рынок Украины — весьма непростой. На 2014 год стоит задача выйти в розницу. Однако говорить о каких-либо подробностях пока рано…Скорее всего, это будет не в начале года".