НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,85

43,55

Кто зарабатывает на госзакупках топлива

Изменятся ли фавориты рынка госзакупок топлива после подписания Соглашения об ассоциации
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС заставит Украину существенно повысит прозрачность государственных тендеров: именно этого вопроса касается целый ряд законодательных норм, в которые Верховной Раде предстоит внести изменения для приведения законодательства в соответствия требованиям ЕС. Насколько сильно это может повлиять на позиции существующих лидеров и аутсайдеров рынка госзакупок топлива? Чтобы разобраться в этом, стоит проанализировать, кто сейчас является лидером, а кто — аутсайдером этого рынка.

В 2013 году сумма, выделенная на закупки топлива госпредприятиями, подошла фактически к 8 млрд грн. Наиболее крупными заказчиками выступили такие государственные структуры как "Энергоатом", "Укрзализныця", министерства обороны и внутренних дел и морские торговые порты.

Наибольший объем государственных заказов по поставкам нефтепродуктов в 2013 году пришелся на долю компании "Золотой экватор" (сеть АЗС WOG), которую связывают с депутатом Игорем Еремеевым. В мае 2013 года "Золотой экватор" выиграла тендер на поставку дизтоплива и бензина для НАЭК "Энергоатом" на сумму 83,96 млн грн. При этом, по данным "Вестника государственных закупок", в тендере принимали участие четыре компании, две из которых — "Торговый дом "Манго-Трейд" и "РосУкрЭнергоХолдинг" — предлагали топливо дешевле на 11 млн грн и 0,6 млн грн соответственно, однако не прошли по другим условиям.

В мае еще одна компания Еремеева, "Континиум", заключила контракт на поставку "Укрзализныце" дизельного топлива на 1,5 млрд грн. В июне "Золотой экватор" выиграл тендер на поставку топлива Министерству внутренних дел Украины (256,9 млн), а в сентябре компания сумела обойти ОККО и "Веста-сервис", заключив контракт с Укрпочтой на 29 млн грн.

Еще один крупный игрок на топливном рынке Украины концерн "Галнафтогаз" (торговая марка ОККО) в августе выиграл тендер на поставку ПП "Служба материально-технического обеспечения ГТОО "Львовская железная дорога" на закупку нефтепродуктов. По его условиям, компания "ОККО-Бизнес" обязалась поставить 50 тыс. л бензина А-76/80 и 200 тыс. л бензина А-95. Кроме того, в июне компания заключила соглашение на поставку в 2013-2014 гг. дизельного топлива в аэропорт "Борисполь" на сумму около 7 млн грн.

А вот "сенсацией" года можно считать полосу тендерных неудач компании "Авиас" (группа "Приват"). В январе 2011 году сумма соглашений на поставку топлива в течение года составляла 89 млн грн, в январе 2012 года — 90,09 млн, а уже в 2013 году — лишь 2,54 млн грн. Учитывая, что годовые соглашения на поставку топлива заключаются в основном в начале года, положение компании не выглядит радужным. Оказалось, что одно из условий для участия в государственном тендере — предоставление банковских гарантий, оказалось для компании "Авиас" трудновыполнимым. Тем не менее, компания продолжила предпринимать попытки получить крупные подряды, и в марте 2013 года выиграла тендер на поставку топлива для трех облэнерго на сумму в 74 млн грн.

В 2013 году компания ООО "Веста-Сервис" (работает на рынке нефтепродуктов с 1998 года и традиционно имеет сильные позиции в Одесской области) получила контракты на поставку топлива в Одесский морской торговый порт и Одесское управление спасательной службы на сумму 1,7 млн грн. В марте компания заключила договор с Одесским морским торговым портом на поставку дизтоплива и бензина на сумму более 11 млн грн. По информации сайта "Нашi грошi", компания входит в концерн "Веста" одесского бизнесмена Сурена Сардаряна.

Следует отметить, что список победителей в крупных тендерах государственных предприятий достаточно широк и неоднороден. Как показывает заканчивающийся 2013 год, на рынке успешно работают и выигрывают тендеры менее крупные игроки рынка нефтепродуктов.

Так, в июле 2013 года ООО "Елейн" заключило соглашение с Министерством обороны на поставку топлива для реактивных двигателей на общую сумму 32,36 млн грн. При этом уже в августе Минобороны заключило контракт с ООО "Кронус ойл" на поставку авиатоплива на 15 млн грн.

"Первая топливная компания" (ПТК) начала выигрывать тендеры в декабре 2012 года, но значительный рост произошел именно в 2013 году, когда компания сумела получить заказы по поставке нефтепродуктов нескольким крупным государственным компаниям. В частности, ПТК выиграла тендеры на поставку авиакеросин Донецкому аэропорту, топливо "Укрзализныце", Ильичевскому и Мариупольскому портам, а также вошла в число поставщиков "Укрпочты". Согласно информации в СМИ, на прошлой неделе Антимонопольный комитет Украины разрешил смену собственника компании, которым станет Envistor Finance Limited (г. Никосия, Кипр). В свою очередь владельцем кипрской компании является европейский трейдер Георгий Дэматос.

С 2010 года выигрывает тендеры на поставку нефтепродуктов одесская компания "Интек Трейд". Основатель компании Олег Шпарута известен как создатель одесского клуба каскадеров "Стант". В марте компания выиграла тендер на поставку дизеля и мазута в Мариупольский морской торговый порт, а летом клиентами компании стали Одесский и Ильичевский порты.

Большинство игроков соглашается, что прозрачность проведения гостендеров за последние годы значительно возросла. Хотя и отмечают, что один из часто использующихся инструментов по отсеиванию конкурентов — прописывания в требованиях нереальных для большинства участников требований — используется до сих пор. Так, например, группа "Приват" была изначально отсечена от тендера Измаильского морского торгового порта требованием последнего поставлять бензин только из сетей "WOG Mustang", Shell и ОККО. В свою очередь, чиновники "Укрпочты" отклонили в сентябре тендерную заявку ОККО, так как "некоторые ее заправки были на расстоянии более чем в 5 км от отделений "Укрпочты" (победила WOG).