НБУ курс:

USD

41,42

--0,06

EUR

44,83

+0,08

Наличный курс:

USD

41,35

41,25

EUR

45,05

44,80

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Кто зарабатывает на госзакупках топлива

Изменятся ли фавориты рынка госзакупок топлива после подписания Соглашения об ассоциации
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Подписание Соглашения об Ассоциации с ЕС заставит Украину существенно повысит прозрачность государственных тендеров: именно этого вопроса касается целый ряд законодательных норм, в которые Верховной Раде предстоит внести изменения для приведения законодательства в соответствия требованиям ЕС. Насколько сильно это может повлиять на позиции существующих лидеров и аутсайдеров рынка госзакупок топлива? Чтобы разобраться в этом, стоит проанализировать, кто сейчас является лидером, а кто — аутсайдером этого рынка.

В 2013 году сумма, выделенная на закупки топлива госпредприятиями, подошла фактически к 8 млрд грн. Наиболее крупными заказчиками выступили такие государственные структуры как "Энергоатом", "Укрзализныця", министерства обороны и внутренних дел и морские торговые порты.

Наибольший объем государственных заказов по поставкам нефтепродуктов в 2013 году пришелся на долю компании "Золотой экватор" (сеть АЗС WOG), которую связывают с депутатом Игорем Еремеевым. В мае 2013 года "Золотой экватор" выиграла тендер на поставку дизтоплива и бензина для НАЭК "Энергоатом" на сумму 83,96 млн грн. При этом, по данным "Вестника государственных закупок", в тендере принимали участие четыре компании, две из которых — "Торговый дом "Манго-Трейд" и "РосУкрЭнергоХолдинг" — предлагали топливо дешевле на 11 млн грн и 0,6 млн грн соответственно, однако не прошли по другим условиям.

В мае еще одна компания Еремеева, "Континиум", заключила контракт на поставку "Укрзализныце" дизельного топлива на 1,5 млрд грн. В июне "Золотой экватор" выиграл тендер на поставку топлива Министерству внутренних дел Украины (256,9 млн), а в сентябре компания сумела обойти ОККО и "Веста-сервис", заключив контракт с Укрпочтой на 29 млн грн.

Еще один крупный игрок на топливном рынке Украины концерн "Галнафтогаз" (торговая марка ОККО) в августе выиграл тендер на поставку ПП "Служба материально-технического обеспечения ГТОО "Львовская железная дорога" на закупку нефтепродуктов. По его условиям, компания "ОККО-Бизнес" обязалась поставить 50 тыс. л бензина А-76/80 и 200 тыс. л бензина А-95. Кроме того, в июне компания заключила соглашение на поставку в 2013-2014 гг. дизельного топлива в аэропорт "Борисполь" на сумму около 7 млн грн.

А вот "сенсацией" года можно считать полосу тендерных неудач компании "Авиас" (группа "Приват"). В январе 2011 году сумма соглашений на поставку топлива в течение года составляла 89 млн грн, в январе 2012 года — 90,09 млн, а уже в 2013 году — лишь 2,54 млн грн. Учитывая, что годовые соглашения на поставку топлива заключаются в основном в начале года, положение компании не выглядит радужным. Оказалось, что одно из условий для участия в государственном тендере — предоставление банковских гарантий, оказалось для компании "Авиас" трудновыполнимым. Тем не менее, компания продолжила предпринимать попытки получить крупные подряды, и в марте 2013 года выиграла тендер на поставку топлива для трех облэнерго на сумму в 74 млн грн.

В 2013 году компания ООО "Веста-Сервис" (работает на рынке нефтепродуктов с 1998 года и традиционно имеет сильные позиции в Одесской области) получила контракты на поставку топлива в Одесский морской торговый порт и Одесское управление спасательной службы на сумму 1,7 млн грн. В марте компания заключила договор с Одесским морским торговым портом на поставку дизтоплива и бензина на сумму более 11 млн грн. По информации сайта "Нашi грошi", компания входит в концерн "Веста" одесского бизнесмена Сурена Сардаряна.

Следует отметить, что список победителей в крупных тендерах государственных предприятий достаточно широк и неоднороден. Как показывает заканчивающийся 2013 год, на рынке успешно работают и выигрывают тендеры менее крупные игроки рынка нефтепродуктов.

Так, в июле 2013 года ООО "Елейн" заключило соглашение с Министерством обороны на поставку топлива для реактивных двигателей на общую сумму 32,36 млн грн. При этом уже в августе Минобороны заключило контракт с ООО "Кронус ойл" на поставку авиатоплива на 15 млн грн.

"Первая топливная компания" (ПТК) начала выигрывать тендеры в декабре 2012 года, но значительный рост произошел именно в 2013 году, когда компания сумела получить заказы по поставке нефтепродуктов нескольким крупным государственным компаниям. В частности, ПТК выиграла тендеры на поставку авиакеросин Донецкому аэропорту, топливо "Укрзализныце", Ильичевскому и Мариупольскому портам, а также вошла в число поставщиков "Укрпочты". Согласно информации в СМИ, на прошлой неделе Антимонопольный комитет Украины разрешил смену собственника компании, которым станет Envistor Finance Limited (г. Никосия, Кипр). В свою очередь владельцем кипрской компании является европейский трейдер Георгий Дэматос.

С 2010 года выигрывает тендеры на поставку нефтепродуктов одесская компания "Интек Трейд". Основатель компании Олег Шпарута известен как создатель одесского клуба каскадеров "Стант". В марте компания выиграла тендер на поставку дизеля и мазута в Мариупольский морской торговый порт, а летом клиентами компании стали Одесский и Ильичевский порты.

Большинство игроков соглашается, что прозрачность проведения гостендеров за последние годы значительно возросла. Хотя и отмечают, что один из часто использующихся инструментов по отсеиванию конкурентов — прописывания в требованиях нереальных для большинства участников требований — используется до сих пор. Так, например, группа "Приват" была изначально отсечена от тендера Измаильского морского торгового порта требованием последнего поставлять бензин только из сетей "WOG Mustang", Shell и ОККО. В свою очередь, чиновники "Укрпочты" отклонили в сентябре тендерную заявку ОККО, так как "некоторые ее заправки были на расстоянии более чем в 5 км от отделений "Укрпочты" (победила WOG).