Логистика военного времени. Как предприятия выживают в условиях АТО

Сложная военно-политическая ситуация на востоке страны внесла значительные коррективы в промышленную логистику
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Сегодня логистика в зоне АТО практически парализована. Особенно это касается неподконтрольной Украине территории. Главная причина — разрушенная инфраструктура Донецкой железной дороги. Раньше ДЖД давала 40-45% погрузочно-разгрузочных операций всей "Укрзализныци", а это почти каждая 2-я тонна от общеукраинских грузов. Сегодня многие станции ДЖД фактически заблокированы. Отгрузка сократилась в разы. Кардинально изменилась сама схема движения вагонного парка. Из основных железнодорожных путей выезда с неподконтрольной Украине территории сегодня работает только один — в направлении Константиновки. По-прежнему прервано сообщение по двум крупнейшим ж/д магистралям Донецк — Авдеевка и Донецк — Мариуполь. В результате объемы вывоза готовой продукции на отдельных станциях ДЖД сократились на 80-90%.

Вагоны стали использоваться менее эффективно. Составы могут по несколько дней стоять в буферной зоне АТО в ожидании оформления разрешающих документов на промежуточных станциях, не приспособленных к накоплению большого количества вагонов. Изменилась также протяженность маршрутов — вместо 300 км состав идет в объезд на расстояние 700-800 км. Например, если раньше известняк, который производят флюсо-доломитные предприятия United Minerals Group, доезжал со станции Еленовка до Кривого Рога за сутки-двое, то сегодня это может занять и две недели. При этом продолжает сокращаться вагонный парк. Часть вагонов осталась в Крыму, часть — по-прежнему заблокирована в зоне АТО.

Кроме того, существует старая нерешенная проблема "Укрзализныци": вагонный парк продолжает неумолимо стареть. В ближайшие 3-5 лет истечет предельный срок эксплуатации у 80% железнодорожного парка. Не менее тревожная ситуация сложилась с локомотивами, которые также выработали свой ресурс на 80-90% и требуют немедленного обновления. Но если в случае с вагонами обновление парка может быть частично профинансировано частными операторами и грузовладельцами, то с локомотивным парком таких решений пока не существует.

Тарифы на перевозку пошли вверх. По всем законам экономики рецессия в Украине и сокращение объемов перевозок на 20% должны приводить к падению ставок на перевозки. Однако в условиях военных действий на востоке страны, ухудшения эффективности транспортно-логистической системы и дефицита вагонов произошел рост тарифных ставок, в первую очередь частных операторов.

Традиционно все операторы устанавливают свои тарифы, привязываясь к стоимости перевозки государственным вагоном, принимая его за коэффициент 1,0. Последние годы частные операторы применяли средний коэффициент, который не превышал 1,05.

Парадокс, но при падающем объеме перевозок стоимость растет. По некоторым направлениям мы вынуждены платить частным операторам коэффициент 1,5. Эта наценка и переплата в 50% — результат военно-политической ситуации в Украине.

Глинодобывающие активы United Minerals Group находятся вне зоны военных действий. Здесь у нас другая проблема — порты. Мы потеряли Феодосию. Не можем грузить глину из Мариупольского порта, поскольку нет ж/д сообщения достаточной пропускной способности. Потому мы вынуждены были переориентироваться на Одесские порты и Бердянск. В то же время и работа с ними не так проста: Одесские порты перегружены зерновыми, а на Бердянск легла основная нагрузка по каботажным перевозкам сырья в адрес меткомбинатов Мариуполя. Для нашей компании это выражается в увеличении стоимости фрахтовых операций, что в конечном итоге влияет на цену продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Как только завершатся военные действия, на восстановление инфраструктуры понадобится несколько месяцев. А дальше — вопрос запуска производства. Придется восстановить разрушенные производственные мощности. Нужно будет закупить новую технику на замену поврежденной. Потребуются значительные технические и финансовые ресурсы для запуска оборудования после длительного простоя.