- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Малые ГЭС угрожают украинским рекам — экологи
На горных реках Ивано-Франковской, Львовской, Закарпатской и Черновицкой областей планируют построить более полутысячи объектов малой гидроэнергетики. На первый взгляд, идея замечательная: малые ГЭС призваны производить "чистый" ток без вреда окружающей среде, на основе возобновляемых природных источников энергии. Также экологи отмечают, что они отнюдь не против строительства мини-ГЭС как альтернативного, "зеленого" источники энергии.
Идея хорошая, но...
"Но эти добрые замыслы в Украине превращают в угрожающие природы проекты", — предостерегает эколог Дмитрий Скрыльников. Он указывает на отсутствие стратегии у государства по возведению таких объектов, потому что нельзя строить там, где заблагорассудится инвестору, тем более в Карпатах. По его словам, сначала надо вообще определить оптимальное количество мини-ГЭС, посмотреть, на каких именно реках или участках можно строить, а какие категорически запрещено, отмечает собеседник.
"Известно, что уже выданы разрешения на строительство четырех станций в пределах одной территории, в бассейне одной и той же реки — Белый Черемош", — приводит пример Скрыльников. Объекты строить по типу деривации: установление плотины и отводной трубы диаметром до трех метров, по которой будут спускать воду на турбину. То есть, реку "загонять" в трубу. Эксперт убежден, что это негативно повлияет на качество воды, скорость течения, в результате — на размножение рыбы и других водных организмов.
Одна из гидроэлектростанций, которые планируется возвести на Белом Черемоше, — Голошинская малая ГЭС в Верховинском районе. Ее строительство будет финансироваться частично за счет кредита от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Эколог Всемирного фонда природы (WWF) Анатолий Павелко отмечает, что это "показательный пример из целого ряда проектов, которые несут угрозу окружающей среде". Он подверг критике тот факт, что инвесторы полностью проигнорировали мнение общественности и экспертов на этапе проектирования. "Это недопустимо, идет в разрез с европейской практикой, — возмущается Павелко. — Мнение экологов спросили через месяц после того, как ЕБРР согласовал проект".
Экологические угрозы
Больше критических замечаний у природозащитников возникло к построению рыбоходов, плотин и противопаводковых установок, которые, по их мнению, не соответствуют стандартам. "У нас есть возражения относительно выбора участка, поскольку в этом месте есть ценные виды рыб, занесенные в Красную книгу Европы и Украины. Застройщик планирует практически полностью перегородить Белый Черемош. А как мигрировать рыбе? Предложенный рыбоход не отвечает требованиям и не обеспечит передвижения рыбы, это подтвердили и ученые", — аргументирует Анатолий Павелко.
В компании "Гидропауер", которая является разработчиком Голошинской малой ГЭС, отвергают обвинения экологов. Проект разработан в соответствии с украинским законодательством, пройдены комплексная государственная экспертиза и научно-экологическая оценка, заявили в компании. Разработчик отмечает, что заказывал даже дополнительные исследования оценки воздействия строительства на окружающую среду.
Выводы ученых ННЦ "Институты биологии" полностью учтены на этапе проектирования, утверждают в "Гидропауер": в частности, приняты изменения в конструкции рыбоходов для пропуска рыбы и предусмотрены расходы воды для обеспечения жизнедеятельности соответствующих видов рыб. Генерирующее оборудование, по заверениям разработчика, будет закуплено в Германии и Чехии, и по стандартам минимально влияет на экологию. В компании критику экологов называют неконструктивной.
Природозащитники объясняют, что разрешительные документы на строительство разработчик получил еще до того, как внес изменения в проект рыбоходов. Эти изменения не узаконены, повторной разрешительной процедуры никто не проходил, говорит Скрыльников. Следовательно, добавляет он, разработчик сможет спокойно строить рыбоход по старому проекту.
К критике присоединились и туристы, потому что проект затрагивает их интересы. Реку Белый Черемош используют спортсмены для сплавов, а строительство водозабора абсолютно исключает это занятие.
Есть и положительные примеры
Представитель Всемирного фонда природы отмечает, что в Украине есть и удачные проекты малых ГЭС, к которым подошли взвешенно, и уже десятки лет работают без вреда окружающей среде. Например, малая ГЭС в Ужгороде, которая выстроена еще в советское время. "По этой технологии поток перекрыт не полностью, только часть его уходит в канал, к турбине и возвращается в реку. Остается живая река, не нарушается целостность ландшафта. Но современные инвесторы не хотят перенимать эту практику, потому заработки будут меньше в разы", — говорит Павелко.
Он убежден, что сегодня в Украине есть ложная трактовка европейской практики внедрения малой гидроэнергетики. Украинские разработчики следуют ранним этапам установки мини-ГЭС, говорит эколог, методам, которые наносят вред природе и от которых в цивилизованных странах уже отказываются.
Между тем и в Ивано-Франковской облгосадминистрации признают, что при строительстве малых ГЭС уже нарушаются нормы. По инициативе администрации даже создали координационный совет с полномочиями по экспертизе проектов, а на строительство наложили временный мораторий. "К сожалению у нас нет научного подхода к строительству малых ГЭС, — констатирует заместитель председателя Ивано-Франковской ОГА Василий Плавюк. — Обнаружены грубые нарушения по строительству берегоукреплений и рыбоходов".