Могут ли оккупационные власти Крыма запретить Украине выпускать вино под брендом "Массандра"

ФГУП "ПАО "Массандра", захваченное россиянами в Крыму, заявило о намерении судиться с производителями из Украины, которые "незаконно используют торговую марку "Массандра" на алкогольных напитках, произведенных не из винограда, выращенного в Крыму". Каковы шансы оккупантов на успех в суде?

На прошлой неделе Министерство аграрной политики и продовольствия объявило, что намерено наладить выпуск вин под ТМ "Массандра" на украинских заводах.

Сразу же после этого появилось заявление директора ФГУП "ПАО "Массандра" Янины Павленко о намерении судиться с производителями из Украины, которые, по ее мнению, "незаконно используют торговую марку "Массандра" на алкогольных напитках, произведенных не из винограда, выращенного в Крыму".

Напомним, что Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-аграрное объединение "Массандра" (далее — ФГУП "ПАО Массандра"), после оккупации Крыма перешедшее в подчинение Управления делами президента РФ, было образовано из украинского юридического лица Государственный концерн "Национальное производственно-аграрное объединение "Массандра" (ГК "НПАО "Массандра") и действует как юридическое лицо по законодательству РФ с 01.08.2014 года.

Так как, по словам нынешнего директора "Массандры", нарушения были зафиксированы на территории Украины, логично предположить, что иск о защите прав на торговую марку оккупанты буду подавать тоже в Украине. Есть ли основания для подобного иска и может ли компания, которая перерегистрировалась из украинской юрисдикции в российскую, требовать защиты своих украинских торговых марок в суде?

Предположим, что ФГУП "ПАО Массандра", дабы проявить последовательную позицию, подает иск в украинский суд будучи резидентом РФ. Однако в реестре торговых марок Украины владельцем ТМ указана украинская компания ГК "НПАО "Массандра", и как только украинский суд увидит это, то скорее всего откажет российской "Массандре" на основании того, что иск подан неуполномоченным лицом, которое не является владельцем торговых марок согласно данным официального реестра.

Украинский ГК "НПАО "Массандра" владеет более чем 140 торговыми марками в Украине, и пока не внесены изменения о смене его резидентства или хотя бы адреса владельца, достаточно оплатить сбор и подать ходатайство, результат рассмотрения которого будет опубликован спустя 2 месяца.

Согласно данным ЕГРПОУ, директором ГК "НПАО "Массандра" продолжает оставаться Николай Бойко, назначенный еще в 2010 году, хотя российская "Массандра" давно назначила своего директора — Янину Павленко.

Если же российское "ПАО Массандра" появится в украинском суде под видом украинского Государственного концерна "НПАО "Массандра", суд, указав на формальное отсутствие полномочий у российского директора действовать от имени украинского предприятия, вернет исковое заявление.

Ситуация с владельцами украинских торговых марок со словом "Массандра" гораздо интереснее. Дело в том, что согласно реестру торговых марок Украины экс-директор ГК "НПАО "Массандра" Николай Бойко вместе с возглавляемым предприятием стал совладельцем нескольких торговых марок, содержащих слово "Массандра".

Совместное владение позволяет каждому из совладельцев использовать ТМ самостоятельно, но выдавать лицензии третьим лицам можно только получив согласие остальных владельцев (ст. 16 Закона Украины "Об охране прав на знаки для товаров и услуг"). Можно предположить, что риск возражений со стороны текущего совладельца (ГК "НПАО "Массандра") минимален, ведь директор российской "Массандры" не имеет полномочий возражать против лицензионных договоров, а директором украинской "Массандры" продолжает быть сам Николай Бойко.

Параллельно прошла регистрация ряда марок на имя Алексея Бойко, который является правообладателем комбинированных обозначений со словом "Массандра" для алкогольных напитков. Поскольку словесное обозначение "Массандра" не охраняется в Украине как наименование происхождения товаров, отсутствует возможность отменить эти торговые марки как такие, что могут ввести в заблуждение потребителя относительно производителя и качества товаров (произведенного из винограда, выросшего в конкретном регионе).

Таким образом, шансы на успешный иск о защите торговых марок в Украине у российского ФГУП "ПАО Массандра" крайне незначительны. Можно предположить, что понимая это, они подадут иск на территории России, и получив решение в свою пользу, обратятся за его исполнением в украинский суд. В этом случае украинский ответчик по правилам Гражданского процессуального кодекса Украины сможет возражать против признания и исполнения такого решения, например по причине ненадлежащего уведомления о судебном процессе в другой стране.