- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Прощай, "мирный атом": Чернобыльскую АЭС готовятся снимать с эксплуатации
Госатомрегулирование одобрило выгрузку поврежденного отработанного ядерного топлива (ОЯТ) с энергоблоков №1-2 Чернобыльской АЭС. Об этом сообщила пресс-служба инспекции.
Государственное специализированное предприятий "Чернобыльская АЭС" (ГСП "ЧАЭС") начало выгружать указанное ОЯТ из энергоблока №2 с 15 апреля 2016 года. Четыре специализированных пенала уже загружены и готовятся к вывозу на хранение.
Значение этого факта для Чернобыльской АЭС объяснил Delo.UA Александр Григораш, замдиректора департамента по вопросам безопасности ядерных установок инспекции.
Выгрузка топлива с указанных блоков лишит их статуса ядерных установок, а значит — лишит Чернобыльскую АЭС статуса атомной станции. После чего специалисты ГСП "ЧАЭС" смогут начать работы по снятию ее с эксплуатации.
Статус "ядерной установки" останется у хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-1), в котором уже хранится кондиционное топливо с трех блоков ЧАЭС.
Государственная инспекция ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) 14 апреля дала отдельное разрешение ГСП "Чернобыльськая АЭС" на выгрузку поврежденного ОЯТ с блоков №1,2 и его перевозки в хранилище отработанного ядерного топлива "мокрого" типа хранения (ХОЯТ-1) для безопасного размещения и хранения.
"После выгрузки последней партии отработанного ядерного топлива (ОЯТ) блокам №1 и №2 смогут дать статус объектов по обращению с радиоактивными отходами", — объясняет Григораш.
Выгрузка поврежденного отработанного ядерного топлива 15 апреля 2015 года. Второй энергоблок. Фото: ГСП "ЧАЭС"
Новый статус даст "зеленый свет" демонтажу радиоактивного оборудования и снятию Чернобыльской АЭС с эксплуатации.
Промышленная площадка ЧАЭС. Первый и второй энергоблоки. Фото: ГСП "ЧАЭС"
Ранее с блоков выгрузили кондиционное отработанное ядерное топливо, которое не нуждалось в разработке нештатных методов и средств. Его выгрузили и направили на хранение в ХОЯТ-1.
Но с поврежденным отработанным ядерным топливом нельзя обращаться штатными методами и средствами.
Часть топливных сборок была повреждена в период использования с 1987 по 1992 год. По словам Григораша, для выгрузки такого типа топлива требуются, в частности, другой конструкции пеналы для хранения.
"Для штатного достаточно пеналов диаметром 95 мм, для поврежденного необходим диаметр 300 мм", — поясняет он.
Центральный зал первого энергоблока до аварии на станции. Фото: ГСП "ЧАЭС"
Таких предосторожностей не требовала разгрузка топлива в третьем блоке ЧАЭС: все отработанное топливо было кондиционным и было выгружено до 2010 года. В 2012 году блок получил статус объекта по обращению с радиоактивными отходами.
А вот до начала работ с поврежденным ОЯТ на первом и втором энергоблоках Чернобыльской АЭС необходимо было решить несколько моментов:
- выгрузить кондиционное топливо с энергоблоков №1, 2;
- подготовить место в ХОЯТ-1.
"ЧАЭС работала над проектом выгрузки поврежденного топлива с блоков в течение четырех лет. Проект был утвержден ГП "Укргосстройэкспертиза". А 14 апреля ЧАЭС мы (ГИЯРУ — ред.) дали разрешение на выгрузку и перевозку поврежденного ОЯТ в хранилище", — рассказал Григораш.
С 1987 года это топливо для хранения помещали под воду в бассейны выдержки на указанных блоках. Теперь их перевезут в ХОЯТ-1, где тоже будут хранить в воде (т.н. "мокрое" хранение). Но благодаря выгрузке топлива из блоков №1,2 появится возможность перевести первый и второй блоки ЧАЭС в статус объектов по обращению с радиоактивными отходами.
Центральный зал третьего энергоблока. Фото: ГСП "ЧАЭС"
Одной из причин, по которой поврежденное отработанное ядерное топливо нужно перегрузить в ХОЯТ-1, стали сроки эксплуатации систем обращения с ОЯТ в самих блоках. Так, по словам Григораша, на блоке №1 срок истекает 26 сентября 2017 года, а на блоке №2 — 21 декабря 2018 года.
Поэтому на ЧАЭС решили не вкладывать средства в продление этих систем, а перевезти поврежденное отработанное топливо в ХОЯТ-1. Срок эксплуатации хранилища, с учетом обновленного отчета оценки безопасности, продлен до 31 декабря 2025 года.
Тем временем готовится к вводу ХОЯТ-2, предназначенное для сухого хранения отработанного ядерного топлива. Однако перевозить туда сначала будут кондиционное топливо — на это потребуется около 9 лет.
Зона хранения отработавшего топлива. Апрель 2016 год. Фото: Виталий Головин
Перевозить туда сначала будут кондиционное топливо — на это потребуется около 9 лет. Хранилище рассчитано на 21 тыс. отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС).
Установка по подготовке отработавшего топлива к хранению. Апрель 2016 года. Фото: Виталий Головин
Григораш обращает внимание на технологию "горячая камера", которую внедряет на ХОЯТ-2 Holtec International, подрядчик строительства нового хранилища. Благодаря "горячей камере" можно будет "перепаковать" любое отработанное ядерное топливо, в том числе — поврежденное.
После того как первый-второй блоки потеряют статус ядерных установок, начнется снятие Чернобыльской АЭС с эксплуатации.