- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Недвижимость
- Дата публикации
Налогообложение недвижимости: борьба за привлекательность регионов или убийство промышленности?
Согласно правительственному законопроекту №5079 "О внесении изменений в Налоговый кодекс" (о налоговой реформе), база налогообложения налогом на недвижимость должна быть расширена и на коммерческие площади. С точки зрения мировой практики это логично — коммерческая недвижимость облагается налогом практически во всех странах Евросоюза (кроме Ирландии и Мальты).
При этом идея Кабмина в том, чтобы не просто отдать доходы от налога в местные советы, но и дать им право самостоятельно устанавливать ставку налога и льготу в виде необлагаемых налогом метров. В налоговом кодексе будет зафиксирована только максимальная планка — 2% от нормативной оценки объекта, на местах могут принять решение об установке более низкой ставки.
По словам замминистра финансов Дениса Фудашкина, логика в том, что все регионы — разные, и специфика бизнеса везде разная. "Если предприятиям на данной территории будет тяжело работать с этим налогом, местные советы, зная их особенности, могут установить хоть ставку 0%. Община не заинтересована в том, чтобы вводить такие ставки, которые приведут к сворачиванию предпринимательской деятельности", — сказал он в ходе презентации реформы.
Ставки налога
Чтобы установить справедливую ставку, нужно знать свой регион, а статистические данные и данные о каждом предприятии есть только у местных советов, поясняет Елена Макеева, управляющий партнер аудиторской компании "Аксенова и партнеры". Она убеждена, что будет проведена инвентаризация и анализ работающих предприятий, что позволит определить оптимальный процент налога.
Тарас Козак, президент ИГ "Универ" и один из руководителей общественной инициативы "Новая Страна — налоги" согласен с тем, что недвижимость должна облагаться налогом в местный бюджет, но по ставке от 0 до 1% и не от нормативной оценки или балансовой стоимости, а от рыночной цены. К слову, в ЕС, преимущественно, базой является кадастровая стоимость, которая ниже рыночной.
Еще один спорный момент отмечает народный депутат и член налогового комитета парламента Оксана Продан: "хорошо, если это помещение находится в большом городе, и оно приносит доход предпринимателю. А если это небольшой населенный пункт и не коммерческая недвижимость, а какое-то техническое помещение?".
Директор отдела налогового консультирования КПМГ в Украине Олег Чайка поясняет — какой бы ни была ставка, нельзя уравнять торговые площади, которые сдаются в аренду и огромные корпуса и склады заводов, ведь если для первых ставка 2% будет оправданной, то для вторых она непосильна. "Высокий налог отразится на стоимости продукции, выпускаемой предприятием, что сделает его неконкурентоспособным и ударит по кошелькам потребителя, в конечном итоге", — добавляет Макеева. Поэтому нужно дифференцировать ставку в зависимости от вида недвижимости, убежден Чайка.
Впрочем, эксперт отмечает, что для торговых и офисных площадей также существует риск: собственник ожидаемо будет пытаться переложить налоговое бремя на арендатора, что повысит и без того немалые цены на аренду. Это может привести к тому, что бизнес будет стремиться к перемещению в более выгодный регион, или вовсе отказываться от офисов, а офисные центры будут пустовать.
Кроме того, в стране война и экономический кризис. "Денег мало, многие и так еле сводят концы с концами. Бизнес заложит эти затраты в стоимость своих товаров и услуг, потребители будут покупать меньше, в результате кто-то закроется, а кто-то потеряет часть клиентов и будет платить меньше других налогов", — прогнозирует Продан.
Мотивация регионов
Передача права местным советам устанавливать ставку, по мнению Тараса Козака, даст положительный эффект, так как сформирует конкуренцию между регионами будут конкурировать за инвестора. "В моем регионе из-за налогового и регуляторного давления предприятия закрываются. Почти все закрылись, нет ни рабочих мест, ни налогов", — сетует Козак. Все это логично — каждая община должна стремиться создать лучшие условия для развития бизнеса, чтобы привлечь инвестора, стимулировать деловую активность, и, как следствие, получить рост благосостояния граждан и рост налоговых поступлений. Однако история взаимодействия украинского бизнеса с органами власти показывает — чиновники редко понимают взаимосвязь между давлением на бизнес и развитием экономики, идет ли речь о налоговиках, или об органах местной власти.
"Мы все знаем, в какой мы стране живем. Чиновники думают не об инвестиционной привлекательности региона, а о том, что можно получить от уже работающих компаний. Обычный бизнес мобилен — если условия ухудшаются, он без особых сложностей может просто перерегистрироваться в другом месте. С недвижимостью все сложнее — ее никуда не перенесешь", — поясняет Чайка. По его мнению, если ставки и коэффициенты по видам недвижимости не будут четко закреплены в налоговом кодексе, у местной власти появится непреодолимый соблазн по максимуму обложить налогом заводы и фабрики, которые в их сознании все равно никуда не денутся.
Впрочем, Макеева оптимистична: если местная власть не проявит в этом вопросе адекватность, ее проявит общество. "Без обсуждения общественности установить ставку не получится, если она окажется слишком высокой — это вызовет протесты. В конце концов, есть еще отраслевые ассоциации и объединения, которые должны постоянно мониторить налоговое законодательство. Они не позволят ввести "убийственные" налоги. И если рассчитывать на совесть чиновников почти не приходится, то остается надежда на активность самого бизнеса.