НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

«НИБУЛОН» заложил основу собственного флота

Генеральный директор компании «НИБУЛОН», Герой Украины Алексей Вадатурский рассказал «Делу» о том, зачем зернотрейдер инвестирует $80 млн. в собственный флот
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

На этой неделе на Николаевском судостроительном заводе «Океан» спустили на воду буксир, построенный по заказу компании «НИБУЛОН». Это первый из шести подобных буксиров, строительство которых предусмотрено инвестпрограммой «НИБУЛОНа» по возобновлению судоходства по Днепру и другим рекам. Реализация проекта позволит создать дополнительно 1000 рабочих мест, увеличить доходы агросектора на 4 млрд. грн. и загрузить работой крупнейшее судостроительное предприятие в стране. «Сотрудничество с таким стратегическим инвестором, как «НИБУЛОН», очень важно для нас. Сегодня «НИБУЛОН» - основной наш заказчик», - говорит президент "НСЗ "Океан" Леонид Шумило.
О том, почему возникла необходимость в построении собственного флота и  что мешает полностью развернуться инвестпрограмме стоимостью в $80 млн., рассказал генеральный директор компании «НИБУЛОН», Герой Украины Алексей Вадатурский

Алексей Афанасьевич, почему Вы начали строить собственные судна? Неужели Украина до сих пор не обзавелась буксирным флотом?

К сожалению, за 20 лет независимости Украины ни одного буксира такого уровня не было построено. Значительная часть буксирного флота страны подлежит списанию. Жизнь буксира – это 25-30 лет. Но лишь единицы имеют срок эксплуатации не больше пяти лет, срок службы большинства этих судов перевалил за 30 лет. Сегодня в Украине, включая наш флот, насчитывается 56 буксиров. То есть каждый шестой буксир в стране такой мощности – наш.

Мы строим суда в рамках реализации инвестпроекта по возрождению судоходства на Днепре и Южном Буге. Мы взвалили на себя этот проект без какой-либо поддержки, даже без одобрения со стороны государства и Министерства транспорта и связи.

Вы не думали о строительстве судов за границей?

За годы независимости украинские судостроительные заводы строили некомплектные судна в основном для иностранных партнеров. А зарубежные судостроители - для украинских заказчиков полнокомплектные. Соотношение было 1:4 в пользу зарубежных судостроительных заводов, в основном Румынии и Прибалтики. То есть, украинские заводы простаивали, а мы давали работу иностранным. О ситуации в судостроительной отрасли Украины говорит тот факт, что на всех заводах размещено заказов всего на 13 суден. Семь из них – это неполнокомплектные суда, которые оснастят за границей энергетическими установками, двигателями и т.д. Фактически, у нас строятся только корпуса. Но, наш заказ на 100% строится в Украине. Мы строим полнокомплектные современные суда – на украинском предприятии, из украинского металла, по украинским проекту проектной организации «Тарола» при финансировании «Укрэксмибанка», и ходить они будут под украинским флагом.

И наш заказ мог бы быть гораздо больше. Мы могли бы разметить на заводе «Океан» заказ на 12 буксиров для Южного Буга, 12 несамоходных суден для перевозки зерна, вплотную приблизится к тому, чтобы строить пассажирские судна для перевозок по Днепру и Южному Бугу… Мы готовы были загрузить завод круглосуточной работой на два года вперед.
Инвестпрограмма по строительству судов предусматривала инвестиции на уровне $80 млн. И мы ее завершим несмотря ни на что - шесть буксиров будут введены в эксплуатацию. Сразу после этого мы хотели приступить к реализации 2-го этапа судостроительной программы на $50 млн. Но дальнейшие планы мы переносим на более поздний срок, их реализация будет зависеть, стабилизируется ли ситуация на рынке, какое отношение будет к «НИБУЛОНу» со стороны властей.

Что мешает реализации этих планов?

На рынке созданы такие условия, что мы не могли нормально функционировать. «НИБУЛОН» подвергается жесткому вмешательству в работу со стороны Налоговой службы, Прокуратуры, СБУ в виде проверок, возбуждения уголовных дел. Нет и дня, чтобы нас не проверяли, не преследовали, нет и дня, чтобы мы могли эффективно работать, реализовать проекты государственного масштаба, патриотического наполнения и весомого социального содержания. Кроме того, мы констатируем неоднозначное отношение к нам со стороны МинАПП в части распределения квот, которых нас незаконно лишили, в то время как квоты передали неизвестным компаниям, ранее не работавшим на международном рынке.

Как результат - из-за отношения центральных органов власти «НИБУЛОН» простоял пять месяцев без работы. Я уверен, что это делается за спиной у Президента и премьер-министра.
 
Какие убытки понесла компания из-за действующих ограничений и невозможности получить квоты?

Мы не могли экспортировать продукцию и несли колоссальные расходы по хранению зерна, по обслуживанию кредитных ресурсов. Себестоимость хранящейся продукции, а это 800 тыс. тонн зерна, значительно выросла, дополнительные издержки составили до $100 на тонне. То есть, «НИБУЛОН» дополнительно получила валовых расходов за хранение зерна на 80 млн. Вот реальные убытки. К тому же, местные бюджеты не получили очень значительные налоговые поступления, а морехозяйственный комплекс Николаева не досчитался существенных средств из-за уменьшения судозаходов.

Какой объем зерна может быть транспортирован по рекам?

Мы планировали обеспечить перевозки водным транспортом 3 млн. тонн зерна - 2 млн. по Днепру и 1 млн. по Южному Бугу. Это значит, что в Николаев не зайдет грузовиками 3 млн. тонн зерна, что позитивно отразится на экологии, снизит количество автотранспорта на дорогах и параллельно - загрузит водные артерии.

Какие финансовые институты привлечены к финансированию проекта?

Инвестпрограмму финансируют ЕБРР, Укрэксимбанк, Мировой банк, кредитные общества Дании, Швеции и Голландии под гарантии правительств этих стран, то есть, практически под гарантии указанных государств. Также мы нашли варианты финансирования с «ОТП банком» в формате лизинга.

Компания привлекала значительные средства. Но у «НИБУЛОНа» не было возможности полноценно работать в этом сезоне, есть ли проблемы с обслуживанием кредитов? Может ли дойти до реструктуризации?

Нет. Банкам за наше финансовое состояние переживать не стоит. У «НИБУЛОНа» двадцатилетняя история, и за это время прошли самые сложные периоды развития страны – мы работали в условиях гиперинфляции, финансового кризиса, разваливающего агросектора. Мы умеем считать. Мы давно научились работать в условиях чиновничьего произвола, что значительно хуже сказывается на экономике, чем мировой финансовый кризис.

Мы потому и приостановили реализацию инвестпроекта, чтобы не было проблем с обслуживанием кредитных ресурсов. Мы находимся в постоянном контакте с кредиторами, они информированы обо всем. И мы не залегли, не прячемся, ссылаясь на трудности. Банки нам доверяют, наши отношения были, есть и будут нормальными. К тому же, наша позиция вызывает у них очень высокое доверие. И нам поступают предложения по расширению сотрудничества.

Часто говорят, что аграрный бизнес генерирует сверхприбыли. Это так?
 
Когда я слышу это от чиновников и функционеров, я хочу спросить – а где были эти люди последние 20 лет? И много ли было инвестировано в агросектор? Где они были в период становления агробизнеса в Украине? Поработай они в АПК, они бы знали - не такой уж прибыльный агарный сектор, тем более при непредсказуемой политике государства. В самый удачный для нас сезон, когда мы экспортировали 4,8 млн. тонн, прибыль компании составляла 8-9 долларов на одной тонне. Но учтите, что это зерно надо доставить в страну назначения и обязательно выполнить контракты в условиях колоссального риска. При этом надо держать удар убытков в тот или иной период года и меняющейся конъюнктуры мирового рынка. Интересно, кто из этих функционеров будет работать ради маржи в 8 долларов?

Да, в трудных условиях мы научились зарабатывать, но у нас нет вилл за границей, пароходов, яхт, самолетов. Заработанные средства мы инвестировали в экономику страны, давая работу почти 15 тысячам строителям, судостроительной отрасли, развивая инфраструктуру перевозок.
И это особенность нашей компании.

Т еперь, спустя 20 лет, государство намерено выйти на рынок зерна.

Когда говорят - я аплодирую этому. Но государство должно быть равноправным участником рынка, а не субъектом, который вытесняет других игроков, а сам, как слон в посудной лавке, ничего не может сделать. И государство должно отстаивать государственные интересы, а не интересы отдельных людей.


Посудите - за 20 лет в Украине так и не научились стабилизировать цены рыночными методами. Нынешний сезон не исключение - из-за ограничений, квот, непрозрачного их распределения государство в агросекторе потеряло более 16 млрд. гривен. И единственное, чего добились ценой таких грандиозных потерь - сберегло цены на хлеб. Но это несопоставимые цифры. Чтобы стабилизировать цены на хлеб, надо было всего 850 тыс. тонн пшеницы в Аграрном фонде. А аграрному сектору дать возможность свободно реализовывать продукцию. Тогда цены были бы близки к ценам на мировых рынках.
Государство должно быть игроком на рынке зерна путем государственного и частного партнерства. От такого формата выиграют все – и частные компании, и аграрии, и страна.