НБУ курс:

USD

41,29

+0,03

EUR

43,47

--0,10

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

43,80

43,50

Пошлины на нефтепродукты сделают Украину еще более зависимой от России — эксперты

Введение Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов вызовет резкий рост цен на топливо для потребителей
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Введение Украиной пошлин на импорт нефтепродуктов вызовет резкий рост цен на топливо для потребителей. Также подобный шаг приведет к дополнительному усилению зависимости от России в энергетической сфере. Такое мнение высказал директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн в связи с началом 11 марта 2013 года антисубсидарной процедуры, которая стартовала после регистрации жалобы украинских НПЗ, требующих введения пошлин на белорусские нефтепродукты.

По данным "Консалтинговой группы А-95", цены на нефтепродукты в Украине остаются самыми низкими в Европе, уступая лишь белорусским и российским. По расчетам специалистов, в случае введения пошлины на белорусские нефтепродукты в размере $180/тонну стоимость бензина и дизтоплива на АЗС вырастет минимум на 1,0 грн/л. Это сделает цены на топливо в Украине выше, чем в Литве, Польше и даже Германии (без учета акциза и НДС).

Не менее негативным следствием введения пошлин на импорт аналитики считают неизбежное усиление зависимости от Российской Федерации в нефтяной сфере. В 2012 году белорусские нефтепродукты занимали 40% украинского рынка. В случае введения пошлины Беларусь переориентирует свои нефтепродукты на рынки Европы, тогда как в Украине этот ресурс будет замещен топливом, главным образом, за счет российской нефти и российских нефтепродуктов, которые по итогам 2012 года занимали в структуре украинского топливного рынка всего 14%. Важно отметить, что в отличие от белорусских бензинов и дизтоплива, которые с 2012 года отвечают стандарту Евро-5, качество украинских и российских нефтепродуктов в подавляющем большинстве соответствует требованиям Евро-3, т. е. они не пригодны для длительного использования в современных автомобилях.

Весьма неочевидным считают эксперты "А-95" достижение главной цели пошлин — повышение эффективности работы украинских НПЗ, так как конфликт с Таможенным союзом может иметь непредсказуемые последствия.

"Россия неоднократно демонстрировала умение переходить к нерыночному ценообразованию и ограничивать доступ к своим углеводородам, это мы видели и по отношению к Беларуси, и к Литве, и к Украине на примере ситуации 2009 года", — считает Сергей Куюн. В этом случае сложно говорить об эффективной загрузке украинских НПЗ и в целом об их стабильном обеспечении сырьем.

"В 2005-2009 годах "оранжевое" правительство сначала отказалось от крайне выгодных газовых договоров с Россией, а потом заключило новые соглашения, сделавшие цену на газ для Украины наивысшей в Европе, — говорит Сергей Куюн. — Рассматривая возможность введения пошлин на импортные нефтепродукты, нынешнее правительство имеет шанс повторить ту же ошибку, но уже в нефтяной сфере: разрушить диверсифицированную систему поставок нефтепродуктов, отказаться от источников топлива с самой выгодной стоимостью и тем самым спровоцировать рост цен на украинских бензоколонках до европейского уровня".

Напомним,11 марта 2013 года Министерство экономического развития и торговли зарегистрировало жалобу ПАО "Укртатнафта", подписанную также НПЗ "Нефтехимик Прикарпатья", НПЗ "Галычина" и ПАО "Укргаздобыча", с требованием провести антисубсидиционное расследование против белорусских нефтепродуктов. НПЗ требует введения пошлины в размере $180/тонну сроком на пять лет.