НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Расследование Антимонопольного комитета может закончится для лидеров рынка подсолнечного масла повторными рекордными штрафами

Антимонопольный комитет подозревает лидеров рынка подсолнечного масла в сговоре и искусственном завышении цен. Три года назад такие подозрения ведомства обошлись компания в рекордный за всю историю штраф

Антимонопольный комитет возбудил дело против компаний «Сантрейд", "Кернел-Трейд"  и Пологовский МЭЗ по признакам злоупотребления  монопольным положением. Эти компании занимают львиную долю внутреннего рынка подсолнечного масла,  на котором в конце прошлого года существенно и единовременно  выросли цены.  Как уточнили  в ведомстве, по действующей  процедуре комитет проведет разбирательство, а затем на заседании ведомства будет вынесено решение. «Будет иметь значение, прислушаются ли компании к рекомендациям комитета - в данном случаем снизить цены, в зависимости от их действий будет приниматься решение о штрафных санкциях» - отметили в АМКУ.

При худшем (для компаний) варианте развития событий им грозит штраф в размере до 10% от выручки. Исходя из практики работы  комитета разбирательство может затянуться на несколько месяцев, однако в ведомстве уверили, что «тянуть  не будут».

Отметим, что опыт работы на рынке подсолнечного масла у Антимонопольного комитета уже есть - такое же дело, с теми же фигурантами и по тому же поводу уже имело место в 2008 году. Тогда оно закончилось не в пользу компаний.

Подозрительно дорого

Причиной для  претензий АМКУ стало подорожание подсолнечного масла в конце прошлого года. За короткий период  с 20 декабря до 30 декабря цены выросли на 8,9% - с 11,44 гривны до 12,46 гривны за 1 литр, в некоторых регионах стоимость масла выросла до 16 гривен/литр.  Общий рост цен на подсолнечное масло с начала маркетингового года составил 47%. Комитет смутила стремительность процесса, так и его «единодушие», поскольку подорожала продукция всех компаний-фигурантов.

При этом объективным причин, по мнению ведомства, для подорожания не было, поскольку спрос на внутреннем рынке оставался стабильным и не мог спровоцировать роста цен  (емкость внутреннего рынка не меняется на протяжении последних  лет и составляет около 450 тыс тонн). Отметим, что даже если б спрос и повысился, то объемов  производства подсолнечного масла в 3 млн тонн хватило бы, чтобы перекрыть даже значительную дельту увеличения потребности внутреннего рынка. 

Участники рынка традиционно поясняют повышение цен на масло удорожанием сырья.   «За 4 месяца стоимость подсолнечника повысилась с 3,4 тыс/ тонн до 4,5 тыс/ тонн» -говорит Степан Капшук, генеральный директор ассоциации «Укролияпром». Кроме того, ответственность за повышение цен несут дистрибуторы и реализаторы (из числа небольших, поскольку национальные сети также находятся под существенным прессом контроля за ценами).

Как уточняют компании, повышение цен было незначительным и гораздо ниже необходимого. «Последнее повышение оптово-отпускной цены на наш основной продукт нашей компании - масло «Олейна Классическая» состоялось в начале декабря 2010 года и составило 10 копеек, т.е. менее 1%, таким образом, в настоящий момент она составляет 11,33 грн, включая НДС.» - сообщили в пресс-службе компании «Бунге Украина»  - «Оптово-отпускная цена на масло «Разумница Плюс» в последний раз повышалась 15 января с.г. на 11 копеек (1%) до уровня 10,96 грн, включая НДС, предыдущее повышение цен состоялось 3 декабря 2010 года и также составило 10 копеек. Оптово-отпускные цены на продукцию нашей компании с 20 по 30 декабря 2010 года оставались неизменными».

По данным компании, если в августе-сентябре стоимость семян подсолнечника, необходимых для производства одной литровой бутылки масла, составляла примерно 7,5 грн, то сейчас она достигла 10 грн, увеличившись на 2,5 грн. «В то же время цена литровой бутылки масла «Олейна Классическая» увеличилась лишь на 0,71 грн. Как видно из представленных данных, в настоящий момент мы работаем в убыток, дотируя потребителя» -уточнили в пресс-службе.

В компании «Кернел-Трейд» воздержались от комментариев относительно возбужденного Антимонопольным комитетом дела.

Хорошо забытое старое

Заподозрив участников масличного рынка в сговоре, Антимонопольный комитет  не придумал ничего нового - такие же, как сейчас обвинения в отношения компаний «Кернел-Трейд» и «Сантрейд» уже звучали три года назад. Весной 2008 года Антимонопольный комитет  оштрафовал каждую из них на 60 млн. грн. за необоснованное повышение цены. Любопытно, что тогда изначально в деле также фигурировал Пологовский МЭЗ однако в  ходе расследования обвинения с предприятия были сняты.

Аргументы АМКУ в 2008 году  звучали сходно с нынешними – у компаний не было экономически объективных оснований для повышения цен, поскольку самые большие закупки подсолнечника были сделаны ими в начале маркетингового года. Тогда комитет сопоставил наличие запасов приобретенной по низким ценам семечки на складах  предприятий,  и пришел к выводу, что этих объемов хватило бы для производства масла без повышения цены.  Также компаниям  вменялось, что на экспорт они отправляли продукцию по ценам ниже, чем для внутреннего рынка. Со своей стороны производители пеняли на возросшую стоимость сырья (его цена, действительно  была сверхвысокой  и достигала 1000 долларов/тонна по актуальному тогда курсу), а дисбаланс экспортных и украинских цен объясняли тем, что к внутренним ценам прибавляют затраты на продвижение, в частности рекламу.

На заседании комитета изначальный штраф  в четверть миллиона гривен многократно возрос из-за «запирательства компаний» (по формулировке тогдашнего главы ведомства Алексея Костусева) и составил рекордные 120 млн грн.  Конфликт закончился половинчатым решением  для обоих сторон – АМКУ снизил в (60 раз!) суммы штрафов, а компании «повинились» и  выплатили в бюджет по 1 млн грн. 

Очень не вовремя

Новость о возбуждении дела Антимонопольным комитетом, особенно учитывая прецедент, не является приятной ни для одной из упомянутых  компаний. Однако для «Кернел Трейд» она болезненней всего. Начало 2011 года было сверх удачным для котировок компании.  Как отмечают аналитики, на второй неделе января 2011 года  рыночная капитализация „Кернел Холдинг” выросла на 4.1% и достигла 2 млрд. долларов . Это позволило компании стать (хоть и на короткий период)  самой дорогой аграрной компанией Украины, оттеснив на второе место «Мироновский хлебопродукт» с капитализацией 1,9 млрд. долларов. На сегодня лидерство опять за Мироновкой, однако разрыв в показателях компаний минимальный. Понятно, что новость о претензиях АМКУ и потенциальном штрафе вряд ли прибавит  к стоимости акций «Кернела», хотя принципиальной для инвесторов станет окончательное решение ведомства и сумма штрафа (если он будет вынесен). В сообщении комитета специально оговаривается, что аргумент о подорожании сырья не является состоятельным,  поскольку компании, будучи частью вертикально- интегрированных групп, в меньшей степени зависят от изменения цен на подсолнечник. С другой стороны, как отметил один из участников рынка, повторение сценария -2008 года вряд ли возможно. «Имитация бурной деятельности, не более того»- считает эксперт.

СПРАВКА

ДП «Сантрейд» входит в агропромышленную корпорацию Bunge, подразделение «Бунге Украина». «Кернел-Трейд» входит в ГК «Кернел». Плоговский МЭЗ связывают с российской компанией Фон Засс АГ

Производство и использование подсолнечного масла в Украине тыс. тонн

Сезон

Производство

Экспорт

Внутреннее потребление

1998/1999

510

206,1

303,9

2008/2009

2500

2100

400

2009/2010

2900

2500

400

2010/2011

3000

2600

400

Данные: ассоциация «Укролия»

Основные производители  масла подсолнечного нерафинированного


Компания

Удельный вес ,%

ЗАО «АТ Каргил»

14,7

ГК «Кернел» (суммарно доли предприятий «Кернела»  Приколотнянский МЭЗ, Волчанский МЭЗ, Полтавский МЭЗ, и Allsseds -  Кировоградолия, Экотранс)

20,8

Пологовский МЭЗ

7,3

Компания «Бунге-Украина»

6

ПГ «Виолия»

5

ПГ «Креатив»

4,5

ЗАО «Запорожский МЖК»

3,6

ООО «Пересичанский» МЭЗ»

3,0

ЗАО «Иллический МЭЗ»

2,9

ЗАО «Словянскмасло»

2,7

Другие

29,5

Капитализация украинских публичных агрокомпаний (на 20.01. 2011)

Компания

Биржа

Рыночная капитализация, млн $

Изменение за неделю, %

Изменение с начала года, %

Мироновский хлебопродукт

Лондон

2 022,28

5,1%

9,6%

Кернел Холдинг

Варшава

1 984,86

-1,3%

6,0%

Мрия Агро

Франкфурт

1 069,33

0,0%

5,6%

Avangardco

Лондон

1 043,67

2,1%

10,0%

Астарта Холдинг

Варшава

853,90

4,7%

8,3%

Агротон

Варшава

313,77

11,3%

21,0%

Синтал

Франкфурт

150,29

4,6%

0,0%

Креатив Груп

UX (Україна)

138,76

0,0%

4,9%

УкрРос

UX (Україна)

42,14

10,0%

17,9%

Лендком

Лондон

38,80

-4,3%

-9,9%

MCB Agricole

Франкфурт

35,45

-6,9%

3,3%

Дакор

UX (Україна)

15,65

14,9%

-41,0%

Ленд Вест

Франкфурт

12,75

0,0%

0,0%

По данным : Eavex Capital.