- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Энергетика
- Дата публикации
Внутренний рынок: поможет ли государство металлургам?
Похоже, что на украинском рынке металлопроката начинается неспешная "оттепель". После более чем скромного 2015 года результаты первых двух месяцев текущего выглядят весьма обещающе.
По данным маркетингового центра металлоторговой компании УГМК, за первые два месяца общий объем отгрузки стального проката на украинский рынок вырос на 27% до 540 тыс. тонн. С учетом трубной продукции этот показатель еще выше — 590 тыс. тонн. Рост продаж зафиксирован практически по всей номенклатуре — от катанки и арматуры до оцинкованной стали и балки.
При этом в УГМК отмечают резкий рост импорта — плюс 70,2% — до 100 тыс. тонн. Доля иностранного металлопроката составила превысила 18%. И это тревожный сигнал. Ведь похоже, что в этот раз речь идет о ввозе не только плоского проката с покрытиями, который является достаточно сложным товаром для украинских металлургов. Растут поставки в Украину арматуры, катанки и другой ординарной продукции из России, где благодаря девальвации рубля их цены оказались конкурентны с отечественными.
Этот вопрос, а также многие другие в конце марта обсуждались на специальном совещании объединения "Металлургпром" по проблемам внутреннего металлорынка.
Объемы, зафиксированные в 1990 году, сейчас кажутся недостижимыми — около 20 млн тонн. Нынешний спад связан с сокращением показателей в главных металлопотребляющих отраслях — машиностроении (на 14,1% в 2015-м) и строительстве (на 12,3%). Как результат — более 80% выпускаемой металлопродукции уходит на экспорт.
В начале года эксперты были настроены скептично относительно потребления металла в Украине в 2016 году. Директор УПЭ Владимир Власюк допускает, что в 2016 г. спрос на металлопрокат может выйти на уровень в 3,5 млн тонн. Результаты первых двух месяцев дали повод подкорректировать прогнозы. Однако они, скорее объясняются низкой базой сравнения — ведь год назад еще сохранялся высокий риск полномасштабной войны не только на востоке Украины. Инвесторы тогда замерли в ожидании хоть какой-то стабилизации. Сейчас удалось достичь такой ситуации.
Но этого недостаточно для полноценного возрождения рынка. Похоже, что единственная возможность перенаправления стального потока с экспорта на внутренний рынок — масштабные инфраструктурные проекты при поддержке государства.
Владимир Власюк сообщает, что страновой металлофонд продолжает изнашиваться, но его обновление минимально. Если в 1982 г. совокупный металлофонд УССР достигал 774 млн тонн, то к 2013 г. он сузился до 556 млн тонн, из которых 390 млн тонн были полностью изношены и требовали замены. Нетрудно догадаться, что к настоящему времени ситуация не улучшилась. По данным УПЭ, изношенный металлофонд — это различное технологическое оборудование (степень износа — 70%), жилые (72%) и нежилые (63%) здания и сооружения, транспортная (78%) и коммунальная (78%) инфраструктура, трубопроводы (78%), включая магистральные.
Уже много лет специалисты говорят о необходимости запуска комплексной госпрограммы поддержки внутреннего металлорынка. Нетрудно догадаться, что основной проблемой в данном случае является достаточное госфинансирование.
Подобные программы не раз принимались Кабмином, последний пример — Госпрограмма развития внутреннего производства, утвержденная в 2011 г. на период до 2021 г. Кроме импортозамещения и модернизации предприятий, она предполагает создание особой программы поддержки металлопотребления. Однако президент "Металлургпрома" Александр Каленков сетует, что эта программа, по сути, не реализуется.
Перспективные сферы
В УПЭ констатируют: только для поддержки экономики страны в минимально работоспособном состоянии ежегодно нужно обновлять металлофонд не менее чем на 4 млн тонн.
Даже в таком случае для полного обновления металлофонда понадобится 35 лет.
Притом в различных его сферах есть свои нюансы исправления ситуации. Например, инвесторы заинтересованы в модернизации и реконструкции изношенного оборудования. Но не всегда имеют возможности для этого. Скажем, в черной металлургии вложения в обновление производства за все время независимости составили более 100 млрд грн., оценивают в Минэкономразвития, но все равно износ основных фондов превышает 70% (при мировом уровне около 20%). А в том же машиностроении, которое выпускает наиболее дорогую продукцию из металла, модернизации вовсе минимальны и единичны.
Если же брать жилой фонд, то много лет ведутся разговоры о совместном государственно-частном финансировании проектов его обновления. Но это требует серьезных капитальных ремонтов, которые "старые" коммунальщики делать не склонны, а "новые" структуры вроде объединений совладельцев многоквартирных домов — не имеют достаточных средств и механизмов инвестирования. Как следствие — давно обветшавшая коммунальная инфраструктура, на обновление которой требуется приблизительно $160 млрд. и 40 млн тонн конструкций.
Тема транспортной инфраструктуры и транспорта начинается с железных дорог. "Укрзализныця" каждый год заявляет масштабные обновленческие планы чуть ли не на тысячи новых грузовых вагонов, но они реализуются лишь частично. Неудивительно, что по результатам 2015 года украинские заводы сократили производство в 6 раз — до 1,1 тыс. шт. В текущем году планы УЗ вновь поражают своими масштабами, однако удастся ли их выполнить — большой вопрос.
Нуждается в модернизации и ж/д инфраструктура, изношенная на 67%. Это порядка 34 тыс. км полотна и строения пути емкостью примерно 4,4 млн тонн металла. Но намного более металлоемкими являются задачи обновления и реконструкции украинских автотрасс, по данным УПЭ, изношенных на 90%. Это 150 тыс. км дорог, полноценное обновление которых сформировало бы спрос на 30 млн тонн металлопроката. Теоретически это возможно за счет концессионных договоров с частным капиталом. Но уже десятки лет тема не двигается с места из-за отсутствия реальной заинтересованности Киева, при любых властях.
Наконец, нуждаются в модернизации газо-, нефте- и другие -проводы общей металлоемкостью 36 млн тонн. Одна только реконструкция газотранзитной магистрали "Дружба" поглотила бы сотни тысяч тонн труб, говорит Каленков. Переговоры о финансировании этого проекта идут с тем же Евросоюзом много лет — но пока что без осязаемого результата.
Импортный вопрос
В современной экономической (и политической) обстановке трудно рассчитывать на скорое принятие и реальный запуск хоть каких-то программ развития внутреннего металлопотребления. Но готовить их можно уже сейчас, с тем, чтобы в 2017-18 гг. — когда экономика Украины может начать возрождаться — стартовало их реальное воплощение. При этом, конечно, имеет значение, будет ли улучшаться общий инвестклимат, развиваться форматы государственно-частного партнерства.
Тем временем отечественные металлурги предлагают более простые и знакомые им пути поддержки внутреннего производства — санкции против импорта. Так, заместитель гендиректора ПАО "АрселорМиттал Кривой Рог" (АМКР) по вопросам сотрудничества с госорганами и внешних коммуникаций Владимир Ткаченко предлагает ввести зеркальные пошлины на всю российскую металлопродукцию.
И спровоцировало практически полное прекращение поставок АМКР в РФ.
Однако в товарной структуре импорта присутствует сортамент, не выпускаемый нашими метпредприятиями, или же на качество аналогов есть нарекания. Классическим примером считается производимый в Украине оцинкованный лист — многие внутренние заказчики предпочитают импорт, более дорогой и качественный. А прокат с полимерными покрытиями изготавливается лишь на одном заводе, поэтому его завозят из Китая, Польши, Германии, Словакии, России, Южной Кореи и т.д.
Тотальное закрытие рынка от россиян привело бы не только к резкому сужению предложения подобной номенклатуры на внутреннем рынке (и к росту цен), но и к новым мерам Москвы против отечественного металлоэкспорта. Он в 2015 г. составил почти $777 млн, или 8,2% всех зарубежных продаж по подгруппе 72 УКТВЭД. "Соседские" санкции, запущенные после Нового года, и так обвалят эту цифру по итогам 2016-го.
Металлурги правы в том, что после кризиса-2008 многие правительства усиливают защиту своих внутренних рынков, используя и тарифные, и нетарифные меры. Но вопрос в том, будет ли использование подобной политики полезно для всей украинской экономики, а не только для одной, пусть и немаловажной, отрасли. Гораздо полезнее в этом смысле более "скучные" и долгие, но при этом стратегически важные проекты поддержки металлопотребления, в которых Украина нуждается уже много лет.
Полностью изношенный металлофонд Украины, млн т
Различное оборудование |
86 |
Нежилые здания и сооружения |
74 |
Транспортная инфраструктура |
65 |
Жилой фонд |
54 |
Коммунальная инфраструктура |
41 |
Трубопроводы |
36 |
Подвижной состав железных дорог |
5 |
Источник: УПЭ