- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Рейтинг ТОП-100: Как работается украинским аграрным холдингам в период нестабильности?
Значение сельского хозяйства для экономики Украины растет из года в год. Согласно данным Госстата, в первом квартале 2014 года ВВП Украины снизился на 2,1%, в то время как сельское хозяйство показало рост в 6%.
Одним из главных факторов роста сегмента АПК стало укрупнение сельхозпредприятий и консолидация основных ресурсов. Большая часть крупных агропредприятий сегодня являются вертикально или горизонтально интегрированными холдингами, которые обеспечивают полный цикл производства — от выращивания продукции растениеводства до получения готовой продукции.
Аграрии дешевеют
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaСложная политическая и экономическая ситуация в стране не могла не повлиять на развитие агрохолдигов и их инвестпривлекательность. Согласно подсчетам агентства Agrisurvey, за год капитализация 15 украинских аграрных компаний, которые представлены на международных фондовых биржах, снизилась на $319,6 млн.
"Динамика колебаний капитализации украинских агрохолдингов во многом соответствует обострениям политической и экономической ситуации в Украине. Наибольшее снижение капитализации наблюдалось в марте, когда политическая ситуация в стране была просто катастрофической, и, соответственно, риски Украины как страны зашкаливали", — отмечает координатор микроэкономических исследований агентства Agrisurvey Виталий Кордыш.
За последние несколько месяцев ситуация несколько улучшилась, правда, не у всех компаний. По состоянию на 11 марта 2014 года стоимость акций украинских аграрных компаний оценивалась в $4886,8 млн, а по состоянию на 11 июля она составила уже $5077,5 млн. Таким образом, аграрные компании увеличили объемы своей рыночной капитализации на 4%, или на $190,6 млн.
Как подсчитали аналитики Agrisurvey, наибольшие темпы роста показали такие компании, как "Мироновский хлебопродукт" (МХП, +12,73%), "Индустриальная молочная компания" (ИМК, +12,32%) и "Кернел" (+9,24%).
Однако не все компании могут заявить об успехах. Из 15 украинских агрокомпаний прирост показали только шесть, акции же других продолжают падать.
Основными факторами, которые позволили таким агрохолдингам, как МХП, "Кернел" и ИМК, улучшить свою капитализацию за последние месяцы, Виталий Кородыш считает правильную стратегию компаний по диверсификации рисков, эффективно налаженную коммуникацию с инвесторами, ориентацию на высокорентабельные направления производства (и, в свою очередь, отказ от неприбыльных направлений), а также привлечение альтернативных источников финансирования. Но даже эти действия не вернули капитализацию к показателям прошлого года, констатирует эксперт. Компании же, которые не имеют подобных механизмов, продолжают снижение вслед за экономикой страны.
Отдельные аграрные холдинги решили воспользоваться падением стоимости своих акций и начали их выкупать. Наиболее активно занимаются обратным выкупом "Кернел" и "Астарта". В частности, "Астарта", крупнейший производитель сахара в Украине, намерен выкупить 500 тыс. акций, или 2% от их общего количества, по цене не более PLN125 за штуку (акции компании котируются на Варшавской фондовой бирже).
По мнению Николая Верницкого, это делается по двум причинам. Во-первых, мажоритарные собственники заинтересованы в увеличении своей доли. Во-вторых, таким образом компания снижает свои расходы, связанные с выплатой дивидендам миноритариям.
Инвестнепривлекательность
Несмотря на то что крупные аграрные холдинги меньше пострадали от ухудшения политико-экономической ситуации в Украине, чем мелкие и средние компании, их привлекательность в глазах инвесторов все еще оставляет желать лучшего.
"Текущая ситуация не располагает к росту иностранных инвестиций в украинский АПК. Нестабильность в стране, конечно же, отпугивает зарубежного инвестора", — сокрушается Виталий Кордыш.
Николай Верницкий, глава компании "ПроАгро", полагает, что если инвестиции в АПК в ближайшее время и будут поступать, то "это будут какие-то частные договоренности или привлечение средств тех компаний, которые уже работали в Украине и знают ситуацию внутри государства". "Ситуация не изменилась. Основные инвесторы Украины — оффшорные компании", — констатирует он.
Эксперты считают, что большое влияние на рынок имело заявление собственника крупнейшего по размеру земельного банка украинского агрохолдинга "Укрлендфарминг" Олега Бахматюка относительно переноса IPO компании.
"Я думаю, реально — следующий год, осень, в лучшем случае. Но не будет политической стабилизации — не будет разговора", — прокомментировал Бахматюк информагентству "Интерфакс-Украина" перенос размещения акций.
Тамара Левченко, аналитик ИК Dragon Capital, разделяет внешних инвесторов на две ключевые группы — стратегические и портфельные.
"Стратегические инвесторы, которые принимают участие в размещениях, показывают малую заинтересованность рынком из-за сильных макроэкономических рисков Украины. Портфельные инвесторы, торгующие акциями, никуда с рынка не уходили. Инвестирование в акции многих украинских аграрных компаний остается прибыльным", — отмечает Левченко. По ее оценкам, к наиболее ликвидным активам можно отнести МХП, "Астарту", "Кернел" и "Авангард".
Развитие вопреки
Об улучшении или ухудшении ситуации для агрохолдингов в последнее время говорить не приходится, считает Виталий Кордыш. Скорее, ситуация находится в "подвешенном" состоянии.
"С одной стороны, компании демонстрируют желание развиваться дальше, а хорошие погодные условия обещают высокие урожаи, с другой — кризис, как политический, так и экономический, продолжается, и перспективы его урегулирования очень туманны. Усугубляет ситуацию и падение мировых цен на зерновые", — говорит эксперт.
Одним из главных "тормозов" дальнейшего развития холдингов являются сложности доступа к кредитным ресурсам. Получить финансирование под новые проекты крайне трудно.
"Особенно сложно привлечь деньги тем компаниям, у которых недиверсифицированный бизнес, которые специализируются на производстве одного вида продукции. Банки сейчас более детально изучают работу всех аграрных компаний, тщательно анализируют ключевые показатели их деятельности", — подчеркивает Тамара Левченко.
Кроме того, этой весной поставщики семян, средств защиты растений и удобрений изменили механизм сотрудничества с агрокомпаниями "С начала этого года поставщики потребовали от аграриев 100% предоплаты за их продукцию. Раньше аграриям предоставлялись кредиты — примерно 20% можно было заплатить весной, 80% — после сбора урожая. Это сильно сказалось на наличии свободных оборотных средствах у агрокомпаний и их возможностей инвестировать в развитие", — отмечает Левченко.
Невозможность получения внешнего кредитования заставила агрохолдинги сделать ставку на повышение эффективности использования уже имеющихся ресурсов — компании пытаются максимально эффективно перераспределить существующие финансовые потоки.
Если компании и инвестируют в свое развитие, то эти вложения направлены, как правило, на минимизацию расходов в будущем. К примеру, аграрии инвестируют в системы контроля (GPS-мониторинг), в строительство семенных заводов (хотят производить собственные семена под конкретные грунты и уменьшить зависимость от международных поставщиков) или биогазовых установок (снижение потребления энергоресурсов внутри компании). Сразу несколько агрохолдингов ("Креатив", "Астарта") заинтересовались строительством соевых заводов, что можно объяснить повышением спроса на соевый шрот со стороны животноводческих хозяйств.
Продолжается развитие инфраструктурных объектов, в первую очередь строительство элеваторов. Правда, реализуются в основном те проекты, финансирование под которые было найдено еще в прошлом году. Реализация масштабных проектов запланирована у "Креатива", "Укрлендфарминга", "Мрии". Не стоит исключать и варианты отказа или переноса строительства из-за дороговизны проектов. Средняя стоимость строительства современного элеватора — $350-400 из расчета на тонну хранения. Холдинги, как правило, строят элеваторы на 60-100 тыс. тонн хранения.
Земельный банк
Период "гигантомании", связанный с активным наращиванием земельного банка аграрными холдингами, закончился. Это, опять-таки, связано с отсутствием свободных и относительно недорогих источников финансирования земельной консолидации. Как отмечает Тамара Левченко, после кризиса 2008 года многие агрохолдинги вынуждены были пересмотреть свои агрессивные стратегии роста и сейчас относятся к покупкам более осторожно.
Тем не менее, консолидация пахотных земель в руках крупного бизнеса продолжается. "Если в прошлом году крупные холдинги обрабатывали порядка 12% пахотных земель, то в этом году — более 20%. Эта тенденция будет актуальна и в дальнейшем, однако скорее среди компаний среднего размера, нежели крупных. Крупные агрохолдинги уже вряд ли будут сильно расти в земельном банке", — считает Левченко.
По ее мнению, для топ-5 латифундистов оптимальный размер земельного банка составляет порядка 400 тыс. га. "Набрав большие земельные банки компании поняли, что нужно иметь очень сильную структуру менеджмента для эффективного контроля за холдингами такого размера", — продолжает аналитик Dragon Capital.
Если агрохолдинги и покупают новые хозяйства, то тщательно анализируют как прибыльность бизнеса, так и логистику. Другими словами, как далеко наделы размещены от основных земельных кластеров агрохолдингов.
"На рынке ускорился уход мелких компаний. Появилось большое предложение интересных активов на продажу, ведь из-за низких цен на зерновые в первой половине предыдущего маркетингового года многие игроки получили убытки", — констатирует Верницкий.
Перспективы
Основные проблемы, которые стоят на пути дальнейшего развития агрохолдингов, в основном такие же, как и у всего отечественного АПК.
Во-первых, это рыночная нестабильность, которая проявляется в падении закупочных цен на зерновые и напрямую влияет на рентабельность производства.
Также неясной остается ситуация с системой налогообложения для сельского хозяйства, одни только разговоры о реформировании которой отпугивают инвесторов и вводят в панику производителей.
Также существуют проблемы с регистрацией договоров аренды земли. "Этот исключительно бюрократический нюанс создает множество трудностей крупным производителям, ведь земля — это основной ресурс сельскохозяйственного производства, а что делать компаниям, если официально они не могут нормально зарегистрировать свои права на ее пользование? Это настораживает инвесторов", — говорит Виталий Кордыш.
И, конечно, большая проблема — поставки природного газа. Данный вопрос является критическим для элеваторов и тепличных хозяйств.