Революция ценностей уже произошла

Александр Полянчук, управляющий партнер executive search & recruitment компании Alex Polin International, о том, что ждут стейкхолдеры от бизнеса и что теряет бизнес, игнорирующий произошедшую революцию ценностей

Шесть топ-менеджеров за последнее полугодие спешно покидают многопрофильный холдинг "Х". Все они прошли большой конкурс и были в свое время отобраны как лучшие на рынке. Репутация компании, мягко говоря, желает оставлять лучшего. Найти новых руководителей крайне сложно, поскольку кандидаты уже наслышаны о внутренней кухне и ни под каким предлогом не желают рассматривать данную организацию как потенциального работодателя. Уход талантливых топов влияет на финансовые показатели организации, которые стремятся вниз.

Какова причина такого "успеха"? Ответ дают сотрудники компании, бывшие и нынешние: собственник ни с кем не считается, не уважает людей и не доверяет им. Плюс ко всему — зарплаты в конвертах и другие реалии "бизнеса по-украински".

Подобные компании продолжают работать по старинке, не желая понимать, что нужно меняться. И делать это необходимо очень быстро. За последние месяцы в Украине произошла революция сознания, революция ценностей. Многое, что раньше было нормой — взятки, откаты, явная ложь, неприкрытый эгоизм, нарушение закона во имя личного обогащения, — уже таковым не является. Преодолен страх высказать свою точку зрения. Люди все чаще проявляют честность в суждениях. Для многих думающих украинцев их личные ценности и убеждения стали более важны, чем личное благосостояние. Потому сегодня требования к этичному ведению бизнеса резко повысились.

Какие же этические принципы и подходы в бизнесе необходимы, чтобы компании смогли не только оставаться на плаву, но и быть лидерами? Это прежде всего забота не только о прибыли акционеров, но проявление честности и открытости по отношению ко всем стейкхолдерам — клиентам, сотрудникам, партнерам, инвесторам, обществу.

Согласно исследованиям известных международных специалистов в области маркетинга, компании, учитывающие интересы всех стейкхолдеров, показывали в долгосрочной перспективе результаты намного выше, чем те, которые ориентировались лишь на прибыль акционеров. Среди них такие известные бренды, как Amazon, Caterpillar, Google, Timberland, IKEA, Starbucks и многие другие.

Так что можно уверенно сказать: отживают свое компании, которые относятся к людям лишь как инструменту получения прибыли, стремясь выжать из них по максимуму. Уже сейчас некоторые из таких организаций месяцами не могут закрыть вакансии, а топы там меняются каждые полгода. О каком росте бизнеса можно говорить?

Сотрудники покидают эти компании с синдромом выгорания, потом им приходится месяцами восстанавливать свое здоровье.

Если в организации ценности лишь декларируются, а ее персонал отзывается о рабочей атмосфере "Мы тут как рабы. Из нас выжимают все соки", то бесполезно тратить деньги на создание позитивного имиджа. Особенно в наш век социальных сетей, когда правда становится достоянием широкой общественности в течение нескольких часов. И сегодня все больше людей не хотят иметь никакого отношения к компании с испорченной репутацией. Данная тенденция заставляет бизнес быть более прозрачным, выстраивать честные отношения со всеми стейкхолдерами.

Важным этическим вопросом является также честность организаций в отношении к обществу. Социальная ответственность должна быть не только декларацией о намерениях. Приведу такой пример: недавно к нам обратилось известное производственное предприятие с запросом найти руководителя PR-службы. На сайте компании красочно описано, как много она делает для защиты окружающей среды, но при этом искали менеджера, главной задачей которого было замыливание глаз общественности о выбросах вредных веществ в атмосферу.

Еще одна тенденция, которая, как полагаю, будет только расти: более 40% кандидатов-управленцев на вопрос, от каких компаний они не готовы рассматривать предложения, отвечают, что не хотят работать в табачной и алкогольной индустрии. Это свидетельство того, что сегодня для человека становится важным, чтобы его деятельность имела большую ценность, чем просто зарабатывание денег. Он видит самореализацию в том, чтобы быть полезным обществу, и не желает способствовать развитию компаний, которые приносят вред людям.

В эпоху перемен, чтобы оставаться прибыльными и конкурентными в долгосрочной перспективе, компании должны принять единые правила игры для всех: оставить в прошлом офшорные схемы, откаты, зарплаты в конвертах и прочую деятельность, нарушающую закон.

Когда компания ведет бизнес честно, относится с уважением к своим сотрудникам, клиентам, обществу и делает жизнь людей в стране лучше, радостнее и богаче, она получает большую отдачу. Мотивация на достижение высоких результатов и вовлеченность сотрудников будет намного выше, если они чувствуют свою причастность к чему-то большему, чем просто работа. Люди раскрываются, начиная мыслить не с эгоцентричной позиции своей выгоды, а оперируя интересами компании и общества в целом. Организация получает высокую лояльность клиентов, доверие между топ-менеджментом и персоналом, общественную поддержку и высокие прибыли акционеров. В такой атмосфере вырастают действительно ответственные лидеры, способные создавать великие компании. Думаю, что будущем, при прочих равных условиях, компании будут конкурировать в основном имеющимися высокими ценностями и честным отношением ко всем участникам бизнеса, включая общество.

Источник: Marketing Media Review