- Тип
- Эксклюзив
- Дата публикации
Топ-10 крупнейших производителей хлеба и макарон
Украинцы ежегодно потребляют около 1,2-1,3 млн тонн хлеба и хлебобулочных изделий. Но по итогам 2015 года, по данным Госстата, производство хлебобулочных изделий сократилось на 9,9% (или на 132,407 тыс. тонн) ― до 1,205 млн тонн. Причиной этого является низкая покупательная способность населения, уменьшение количества самих потребителей в связи с потерей рынков сбыта в Донецкой и Луганской областях и в Крыму, а также потеря производственных мощностей в данных регионах. Влияние оказал также и рост цен на хлебобулочную продукцию в связи с инфляцией.
В 2016 году рынок продолжил сокращаться.
Но это вовсе не значит, что украинцы начинают есть меньше хлеба: профильные ассоциации и участники рынка сетуют, что на самом деле на рынке присутствует очень большой теневой сегмент ― продажа хлеба и хлебобулочных изделий в киосках, зарегистрированных в форме физлица-предпринимателя, а то и не зарегистрированных вовсе.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.uaЗдесь изготовление, хранение и продажа продукции не всегда проходит с соблюдением рецептуры, технологий и санитарных норм. Эти производители, как правило, не платят НДС, не трудоустраивают сотрудников, в результате они могут продавать свою продукцию дешевле официально произведенной, поскольку у их продукции ниже себестоимость.
По подсчетам одного из крупных производителей хлебобулочных и кондитерских изделий ― "Концерна Хлебпром" (объединяет 8 производственных подразделений), теневой сегмент рынка хлеба и хлебобулочных изделий составляет порядка 60%. По словам генерального директора предприятия Владислава Аверченко, официальные данные относительно реальных объемов рынка отсутствуют, а декларируемые госорганами объемы потребления в пределах 1,7-1,8 млн тонн в год не соответствует биологическим потребностям человека. "Если посчитать экспертным методом емкость рынка, то она будет в пределах 3,5-3,7 млн тонн хлебобулочной продукции в год. Это значит, что более 60% рынка находится в неконтролируемом государством сегменте", ― заявляет он.
Особенностью рынка хлеба и хлебобулочных изделий является практически одинаковый объем производства каждый месяц с незначительными колебаниями в пределах 7%. Разве что в предпасхальный период легальные и теневые производители хлеба увеличивают производство продукции, выпуская к праздникам куличи, как правило, по несколько сотен тысяч штук.
Новой тенденцией рынка хлеба и хлебобулочных изделий стало открытие значительного числа павильонов и киосков по продаже хлеба, а также булочных и кафе-кондитерских отдельными производителями. В киевском регионе это в основном два игрока рынка ― "Киевхлеб" и компания "Кулиничи". Группа Lauffer в 2015 году инвестировала порядка 4,25 млн грн в развитие розничных продаж: было открыто 26 киосков в Одессе, Харькове и Днепре. На текущий год группа анонсировала планы по открытию еще 12 новых объектов в Харькове и 20 ― в Одессе. Цена вопроса ― 14 млн грн. В компании объем инвестиций в открытие одного павильона оценивают в 250-400 тыс. грн.
В 2015 году все ведущие компании продемонстрировали сокращение производства. Наибольшее падение было у группы компаний Lauffer, ведь ключевым регионом для нее был восток страны. Часть мощностей оказалась на не контролируемой Украиной территории, отдельные заводы пострадали из-за боевых действий.
Лучше всего на рынке чувствуют себя "Кулиничи". Компания очень динамично развивается в Киеве и области и становится главным конкурентом монополиста –"Киевхлеба".
Активно инвестируют в свое развитие и "Хлебные инвестиции". В 2016 году компания запустила новый хлебозавод рядом с уже действующим предприятием в Киевской области. Инвестиции в предприятие составили $6 млн. В течение двух лет планируется инвестировать столько же. Холдинг в 2017 году планирует построить рядом с хлебозаводами и новую кондитерскую фабрику.
Производители хлебобулочной продукции ориентированы в основном на внутренний рынок, хотя есть и небольшой экспорт. "Наша компания развивает производство замороженных хлебных полуфабрикатов, эту продукцию мы и отправляем на внешние рынки", ― рассказывает Владислав Аверченко. Сегмент замороженного хлеба в Украине занимает порядка 1%.
Экспортирует свою продукцию компания в страны ЕС. "Отмена пошлин в ЕС открывает для нас новые возможности, однако воспользоваться ими непросто. Европейский рынок очень конкурентный, с высокими требованиями к качеству продукции, которое должно быть подтверждено соответствующей сертификацией. Внедрение европейских стандартов требует значительных инвестиций, но сделать это в нынешних условиях очень сложно", ― резюмирует Аверченко.
Более детально о финансовых показателях крупнейших производственных компаний можно узнать в журнале "Топ-100. Рейтинги крупнейших. 500 крупнейших производственных компаний Украины".
Топ-10 самых доходных производителей хлеба и макаронных изделий в Украине
№ |
Δ |
Хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия |
Чистый доход |
Чистая прибыль |
|||
2015, млн грн |
2014, млн грн |
2015, рост, % |
2015, млн грн |
2014, млн грн |
|||
1 |
0 |
Киевхлеб |
1963 |
1693 |
15,95 |
-30 |
-21 |
2 |
0 |
Техноком (ТМ "Мивина") |
1038 |
667 |
55,72 |
80 |
5 |
3 |
0 |
Концерн "Хлебпром" |
887 |
629 |
41,02 |
-89 |
-148 |
4 |
1 |
Хлебопекарный комплекс "Кулиничевский" |
655 |
384 |
70,55 |
5 |
6 |
5 |
6 |
Коммерческо-производственная фирма "Рома" |
408 |
231 |
76,68 |
26 |
10 |
6 |
7 |
Киевский областной хлебопекарный комплекс |
364 |
209 |
74,05 |
1 |
1 |
7 |
0 |
ТД "Левада" |
362 |
307 |
18,10 |
4 |
3 |
8 |
1 |
Кондитерская ф-ка "Квитень" |
347 |
273 |
27,28 |
0 |
-5 |
9 |
3 |
Черкассыхлеб лтд |
328 |
211 |
55,70 |
1 |
-3 |
10 |
8 |
Хлебозавод №10 |
306 |
150 |
103,90 |
0 |
-18 |