- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
Топ-200 агрокомпаний: аграрии ищут альтернативные источники финансирования
Кризисные 2014-2015 годы значительно усложнили и без того непростой доступ к финансированию для отечественных аграриев. Во-первых, Украина фактически находится в состоянии войны, из-за чего часть как земельного банка предприятий, так и банковских активов утеряна. Во-вторых, за последний год с рынка ушли более полусотни финучреждений, а значит, сократилось количество банков, способных финансировать агробизнес. В-третьих, в 2015 году сразу несколько крупных агрохолдингов испытывали сложности с обслуживанием внешних обязательств, вследствие чего со стороны банков сформировалось недоверие к агрокомпаниям.
Девальвация гривни в начале года подстегнула инфляцию. Нацбанк, дабы успеть за растущими ценами, трижды повышал учетную ставку, к середине года дойдя до очень высокого показателя в 30% (на момент публикации ставка была снижена до 22%). Соответственно росли и так не низкие ставки по депозитам, а значит, и по кредитам.
К середине года регулятор заговорил о наступлении более-менее стабильной ситуации в экономике и замедлении темпов инфляции, начал постепенно ослаблять введенные на рынке ограничения. Однако, несмотря даже на накопленный избыток ликвидности в размере 40 млрд грн, банки не спешат раздавать бизнесу финансирование и вместо того, чтобы направлять деньги в экономику, держат их в надежном и прибыльном инструменте — депозитных сертификатах НБУ.
Надежды — в землю
Конечно, в нынешних экономических условиях именно на агробизнес банкиры смотрят с надеждой, как на самый "живой" сегмент реального сектора, ориентированный на экспорт, а потому располагающий более-менее стабильным доходом в валюте.
Остальные же игроки рынка вполне спокойно прошли сложные времена, считает Алла Биниашвили, член правления ОТП Банка. Поэтому в отношении компаний агросектора и их перспектив банки весьма оптимистичны.
Тем не менее ограниченные ресурсы коммерческих банков в 2015 году привели к сокращению, а порой и закрытию действующих кредитных линий агропредприятиям.
"Банки пытались сохранить самых лояльных клиентов с долгосрочными отношениями, в результате чего большая часть аграриев ощутила недостаток ресурсов, — отмечает Александр Николенко, руководитель направления кредитования МСБ ПриватБанка. — Это привело к финансовому эволюционированию сельхозпроизводителей — часть предприятий выбрала тактику "затянуть пояса" и рассчитывать только на свои силы".
Достигалось это путем удешевления сельскохозяйственного цикла, перехода на альтернативные, более дешевые расходные компоненты. Отдельные предприятия активно искали альтернативные источники финансирования из-за острого недостатка оборотных средств.
По словам Николенко, в результате частых обращений потенциальных покупателей относительно возможности проведения поставок с отсрочкой платежа на рынке появились более лояльные схемы предоставления средств защиты растений и семенного материала с оплатой после реализации урожая. Но тут также не все гладко, так как одной из проблем, с которыми в 2015 году столкнулись агропредприятия, стало падение цен на зерновую группу после уборки. "Аграрии вынуждены придержать собранный урожай пшеницы в ожидании положительного изменения сложившейся ситуации. Но дифференциация культур на предприятиях успешно нивелировала этот негативный момент", — объясняет банкир.
Кроме того, в 2015-м аграрии стали активнее использовать различные виды безресурсного кредитования: векселя, гарантии и гарантированные платежи, поскольку они в три-четыре раза дешевле кредитов.
Финансовая стабилизация
Светлана Монастырская, заместитель председателя правления Укрэксимбанка, отмечает, что в этом году кредиты выдавались преимущественно для пополнения оборотных средств заемщиков. Связано это с дефицитом рабочего капитала, вызванного существенным ростом бюджета посевной и уборочной кампании, и с сокращением инвестиционных программ.
"На данный момент можно говорить о некой стабилизации на рынке банковской ликвидности, следовательно, ставки финансирования оборотного капитала сельхозкомпаний снизились в среднем по портфелю на 3-4 процентных пункта", — отмечает Алексей Мисурагин, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами агропромышленного комплекса UniCredit Bank.
Он также добавляет, что перевод валютных кредитов в гривневые (даже для клиентов с наличием валютной выручки) уже становится тенденцией, хотя процентные ставки по ним существенно выше. Но заемщики готовы сегодня платить больше за возможность минимизировать долгосрочные валютные риски.
Несмотря на то что финансирование сельхозкомпаний очень жестко связано с цикличностью агробизнеса, и вопрос залогов тут вторичен, сегодня банки зачастую требуют предоставления ликвидного обеспечения, что, в первую очередь, связано с отсутствием надлежащей защиты прав кредиторов.
В УкрСиббанке отмечают, что вид обеспечения под кредит варьируется в зависимости от типа финансирования. Финансирование посевной может осуществляться под залог будущего урожая, корпоративных прав юридического лица, собственника/арендатора земли или под основные средства компании — элеваторы и оборудование. Финансирование хранения зерна на элеваторе осуществляется под залог этого самого зерна, если при этом осуществляется подтверждение двойными складскими сертификатами.
Финансирование торговых контрактов на продажу зерна также можно получить, предоставив зерно в залог и подтвердив это двойными складскими сертификатами или торговыми контрактами на продажу зерна, заключенными с покупателями с хорошей репутацией.
Светлое будущее
Рост экспорта качественной продукции украинских аграриев дает основания надеяться на расширение в 2016 году количества стран-покупателей, а также развитие более прозрачных схем реализации урожая на более выгодных для предприятий условиях. А значит — и улучшение платежеспособности агросектора.
Александр Иснюк, начальник центра по работе с крупными корпоративными клиентами агропромышленного комплекса УкрСиббанка, считает, что в 2016 году агросектор будет постепенно восстанавливаться.
Укрэксимбанк в следующем году ожидает рост количества инвестиционных проектов по энергоэффективности, в рамках которых аграрии смогут решить в том числе вопросы, связанные с резким подорожанием ГСМ, необходимостью модернизации производства, замены оборудования, приобретения современных транспортных средств и сельхозтехники на замену устаревшей и энергозатратной.
В то же время в следующем году финансисты не ожидают значительного роста цен на продукцию аграриев, как не ожидают и роста агрохолдингов. "Скорее прирастать будут средние и малые хозяйства, и их влияние на рынке будет усиливаться", — считает Алла Биниашвили из ОТП Банка.
Она также ожидает сокращения, а возможно, и полной остановки инвестиций в животноводство. Основная причина — инвестиции в данный сектор окупаются дольше, чем в растениеводство.
"Многие игроки в этом сегменте неэффективны, а потому не умеют работать при текущих ценах и создают негативный имидж отрасли, — говорит Биниашвили. — Также продукцию этого сегмента сложнее экспортировать из-за требующейся переработки и в силу того, что ветеринарные сертификаты сложнее получить".
В любом случае, на следующий год у банкиров большие надежды. Они прогнозируют рост портфеля кредитов для агросектора и увеличение количества банков, которые будут их предоставлять. В то же время аграрии продолжат использовать документарные продукты — гарантии и авалированные векселя, которые становятся все популярнее в расчетах с крупными поставщиками материально-технических ресурсов. Ввиду отсутствия валютного риска и невысокой стоимости такие финансовые инструменты в большинстве случаев уже доказали свою выгоду агропроизводителям в 2015 году, поэтому удельный вес в структуре нового финансирования будут занимать именно они.