НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Топ-200 агрокомпаний: Как развивается рынок органической продукции в Украине

Спрос на органическую продукцию в Украине растет — за шесть лет рынок в деньгах вырос более чем в 20 раз
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Рынок органической продукции медленно, но уверено развивается в Украине. Палки в колеса ставит низкая покупательская способность и неадекватная законодательная база.

Неразвитость законодательства

9 января 2014 года в Украине вступил в силу закон "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья". Его принятия ждали все производители этого рынка, ведь документ предусматривает внедрение системы контроля на всех этапах производства органической продукции, а также процедуры инспектирования и сертификации ее производства и переработки. Зарегистрирован он был еще в январе 2012 г, но в сентябре экс-президент Виктор Янукович направил его на доработку, и принять его Раде удалось только в сентябре 2013 года.

Кого сегодня можно считать производителем органического сырья, установить сложно. Номинально целью органического сельского хозяйства является производство натуральных и качественных продуктов с минимальным влиянием человека на природные ресурсы. Исходя из требований статьи 20 указанного выше закона, осуществлять производство органической продукции может предприятие, которое прошло оценку соответствия производства органической продукции, получило сертификат соответствия и включено в Реестр производителей органической продукции (сырья). "На сегодняшний день ни один субъект хозяйствования, который намерен сертифицироваться как органический, не может быть признан таковым, поскольку нужно придерживаться определенных правил производства органической продукции, которые на сегодня не утверждены", — сообщили в Государственной инспекции сельского хозяйства.

В Украине существует 19 организаций, которые могут сертифицировать хозяйства в соответствии с законодательством ЕС, что дает право отечественным производителям экспортировать органическую продукцию в Евросоюз по упрощенной процедуре (без получения дополнительного импортного разрешения). Но, по сути, такие хозяйства в Украине не могут быть признаны официально органическими, поскольку наша законодательная база не приведена к европейским требованиям, не разработаны нормативно-правовые документы, которые бы определяли процедуру хозяйственной деятельности.

Развитие рынка

Данные Федерации органического движения Украины подтверждают, что если на начало 2003 года в Украине было зарегистрировано 31 хозяйство, получившее статус "органического", то в 2013 насчитывалось уже 175 сертифицированных органических хозяйств. Развитие рынка констатируют и сами его участники.

В одном из крупнейших производителей органической продукции — украинско-швейцарском агропредприятии "Этнопродукт" в комментарии "Топ-100" отметили, что на данный момент можно наблюдать тенденцию появления новых органических производителей, расширения ассортимента сертифицированных продуктов, наращивания импорта органических продуктов.

На начало 2014 г., согласно данным "Органик бизнес-справочника Украины", наибольшее количество органических операторов зафиксировано в Киевской (35), Херсонской (25), Одесской (13), Закарпатской (12), Львовской и Винницкой (по 11) областях. Неопределенной остается ситуация с производителями в Крыму после аннексии полуострова. На конец 2013 года их там насчитывалось порядка 20.

Исследования Федерации органического движения Украины свидетельствуют, что современный внутренний потребительский рынок органических продуктов в Украине начал развиваться с начала 2000-х годов. В 2007 году объем рынка органических продуктов в Украине составлял порядка 500 тыс. евро, в 2008 году — 600 тыс., в 2009 — 1,2 млн, в 2010 — 2,4 млн, в 2011 этот показатель вырос до 5,1 млн, в 2012 году — до 7,9 млн, а в 2013 — до 12,2 млн.

Увеличение внутреннего рынка было связано с несколькими факторами: увеличение ассортимента и количества готовых конечных органических продуктов украинского производства, активное проведение информационных кампаний от ведущих игроков органического рынка Украины, рост потребительского спроса. Несмотря на сложное политическое и экономическое положение в стране, по прогнозам Федерации органического движения Украины, спрос на сертифицированные органические продукты в 2014 вырастет, хотя и незначительно по сравнению с прошлым годом. Окончательно это станет известно в начале 2015 года.

Что пользуется спросом?

Украинская корзина органических продуктов состоит из различного рода овощей и фруктов (виноград, малина, черника, картофель, перец, помидоры), грибов, орехов, круп, молочных и мясных продуктов, выпечки, сока и др.

По словам менеджера швейцарско-украинского проекта "Развитие органического рынка в Украине" Наталии Прокопчук, в Украину импортируются органические продукты преимущественно из стран ЕС и реализуются через сети "Ашан", Goodwine, "Сильпо" (Fozzy Group), "Натур Бутик", Glossary Organic Products т.д.

Наряду с импортированными, на полках магазинов можно найти украинские органические продукты от таких производителей: ООО "Фабрика бакалейных продуктов" (ТМ "Жменька", органические крупы, мука, сахар), ООО "Органик Оригинал" (ТМ "Екород", органические крупы, мука, арбузы, дыни, масло подсолнечное, мед), ООО "Фирма Диамант Лтд" (органические крупы, хлопья), ЧАО "Этнопродукт" (ТМ "ЭтноПродукт"; органическое молоко, кефир, сметана, мясные изделия мед), ТМ "Пан Эко" (органические джемы, сиропы, соки, сухофрукты, мясные продукты из свинины), ООО "Органик милк" (органические молоко, кефир, ряженка, творог, брынза), ООО "Велс Органик" (ТМ "ВелсОрганик", органические овощи), ЧП "Царский садовник" (ТМ "Царский садовник, органические овощи), ТМ "Хлибио" (органические хлебобулочные изделия), ООО "Продовольственная компания "Экопродукт" (органические чаи ТМ "Карпатский чай"), ООО "Екохлиб-плюс" (органический хлеб), ООО "Каспер" (ТМ "Organico", масло подсолнечное, льняное, рапсовое, тыквенное, горчичное, жмых масличных культур), ООО "Галс ЛТД" (ТМ "Spring drops"; сок березовый, березово-клюквенный, березово-рябиновый, березовый с настоем шиповника, настой шиповника), ООО "Фитосвит ЛТД" (ТМ "Фитосвит"; лекарственные растения, травяные чаи).

Согласно информации "Органик Эра", по состоянию на апрель 2014 г. корзина украинских органических продуктов состояла из 213 ассортиментных позиций от 17 органических брендов.

Экспорт

Если импортируются в Украину уже готовые к употреблению органические продукты, то на внешние рынки мы отправляет в основном сырье. Основными экспортными органическими товарами из Украины являются 2 продуктовый линейки: 1) зерновые, бобовые и масличные культуры; 2) дикорастущие растения (ягоды, грибы, орехи и т.д.). В незначительных количествах отправлялись на экспорт подсолнечное масло, подсолнечный жмых, некоторые эфирные масла, концентрат яблочного сока, ягоды, грибы, орехи, джемы, сиропы, березовый сок. Основными потребителями этой продукции были страны Евросоюза, Швейцария, скандинавские страны, США.

По данным Госсельхозинспекции, в 2012 общая площадь сертифицированных органических сельскохозяйственных земель составила 278,8 тыс. га. Однако необходимо отметить резкое снижение площади сертифицированных органических сельхозземель в 2013 году до уровня 10-летней давности — 239,4 тыс. га. Такая тенденция вызвана не только экономической и политической нестабильностью в государстве, но и опасением большой части крупных органических производителей в том, что новое украинское законодательство усилит непредсказуемость контроля со стороны государственных структур относительно органического производства. Доля сертифицированных органических площадей среди общего объема сельскохозяйственных угодий Украины составляет лишь 0,6%.

Производители

Стоит отметить, что в Украине переработка органической продукции традиционно отстает по развитию от просто выращивания сельхозкультур. По данным Федерации органического движения, в Украине сертифицировано около 40 перерабатывающих предприятий. Переработкой занимаются как непосредственные сельскохозяйственные производители, так и специализированные перерабатывающие предприятия. Средний уровень рентабельности большинства органических предприятий находится на общегосударственном уровне, обычно рентабельность производства снижается в период перехода на стандарты органик, но через 3-4 года уже находится на среднеукраинском и/или несколько более высоком уровне.

Одними из крупнейших украинских производителей сертифицированной органической продукции являются ЧП "Агроэкология" (Полтавская обл.), ЧП "Галекс-Агро" и ООО "Органик Милк" (Житомирская обл), ООО "Старый Порицк" (Волынская обл), ООО "Чистый продукт-С", ФХ "Тизеш" (Закарпатская обл), ЧАО "Этнопродукт" (Черниговская обл), ООО "Фабрика бакалейных продуктов" (Киевская обл.), ООО "Органик Оригинал" (Киев).

"Продукцию мы реализуем в 150 торговых точках Киева (от больших супермаркетов как Ашан, до интернет-магазинов и небольших лавок), также поставляем локально в Одессу, Харьков, Винницу, Бровары, Борисполь", — уточнили в пресс-службе "Этнопродукта".

По данным компании, спрос на органическую продукцию в Украине растет, потребители становятся более осведомленными, ищут "здоровые" продукты, интересуются альтернативой "фермерским/домашним" продуктам, а если ищут, то находят и останавливаются на сертифицированных органических продуктах.

"Мы работаем в молочной и мясной категориях и, однозначно, спрос с каждым годом растет. В 2010 году мы начинали с одной ассортиментной позиции — молока непастеризованного, а в 2014 в ассортименте уже 9 видов молочной продукции, 13 — телятины, и в процессе сертификации 5 видов колбас", — сообщили в "Этнопродукте".

Нынешняя ситуация в Украине негативно отразилась на производителях органической продукции, они столкнулись с общими для всех аграриев проблемами: удорожанием расходных материалов, топлива, снижением покупательской способности населения. Существует ряд вопросов в законодательном поле, которые следует решить для более динамичного развития рынка. Для отечественных сертифицированных органических производителей ЕС является основным рынком сбыта, а закон "О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья" вызвал нарекания по поводу несоответствий с законодательством ЕС. Госсельхозинспекция считает уместным инициировать отмену указанного выше закона с одновременным принятием нового "Об органическом производстве", в котором будут ликвидированы все погрешности предыдущего.