Топ-200 агрокомпаний: почему аграрии выбирают импортную подержанную, а не новую отечественную сельхозтехнику

Аграрии ощущают дефицит сельхозтехники, но приобрести качественные импортные аналоги ввиду проблем с кредитованием не могут. Как результат, растет доля импортной подержанной техники
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Перманентно возникающие у украинских аграриев сложности с уборкой урожая частично объясняются отсутствием достаточного количества качественной сельхозтехники. Ежегодно в Украине обновляется лишь 2% парка тракторов, а пять из шести машин куплены лет десять назад. Эксперты подсчитали, что из-за нехватки новой техники наша страна ежегодно недосчитывается более 6 млн тонн зерна.

В 2011-2013 годах сельхозпредприятия приобрели менее 3 тыс. тракторов. Для сравнения: в Великобритании только John Deere продает по 3000-4000 машин ежегодно.

Данные в единицах за 2014 еще не обнародованы, однако точно известно, что в прошлом году произошло падение по сравнению с 2011-2013 годами, а значит, ситуация будет выглядеть еще печальнее.

По данным Национального научного центра "Институт аграрной экономики", украинские аграрии обеспечены основными видами сельхозмашин всего на 50%. Особенно критическая ситуация сложилась с тракторами, которые являются неотъемлемой частью большинства производственных процессов в растениеводстве. Тракторная техника в украинских хозяйствах отработала свое и требует замены. По состоянию на 2013 год, по разным подсчетам, от 78% до 85% тракторов находилось за пределами амортизационного и экономически целесообразного срока эксплуатации. Ситуация осложняется тем, что популярность отечественной техники постепенно уменьшается: если в 2004 году 80% продаж сельхозмашин приходилось на заводы Украины и стран СНГ, то сегодня их доля не превышает 30%. А те украинские предприятия, которые смогли наладить производство современных образцов, преимущественно экспортируют свою продукцию.

Сапожник без сапог

Парадоксально, но Украина, имея мощные производства сельскохозяйственной техники, такие как ХТЗ, "Червона зирка", "Завод Кобзаренко", и являясь крупнейшей аграрной страной в Европе, самостоятельно обеспечить себя техникой не может. По словам министра аграрной политики и продовольствия Алексея Павленко, отечественными сельхозпроизводителями в 2014 году было закуплено техники и оборудования на общую сумму 4,8 млрд грн, а за восемь месяцев 2015 года технический парк аграрии обновили на 3,8 млрд грн.

По информации Минагропрода, 85% купленной техники в 2015 году — импорт. Лидерами спроса среди импортной сельхозтехники являются трактора (82%) и комбайны (94%).

Положительную динамику демонстрируют только закупки импортной техники для обработки земли. По закупкам других сельхозмашин эксперты отмечают существенный спад.

"Если проанализировать продажи зерноуборочных комбайнов в Украине за три квартала 2015 года, то может показаться, что рынок после резкого падения 2014 года постепенно восстанавливается. Но это восстановление происходит только в количественном выражении. И только за счет значительного роста поставок подержанной техники и резкого увеличения импорта комбайнов из Беларуси", — рушит иллюзию о восстановлении рынка эксперт Алексей Бондар.

По его оценкам, продажи высокопроизводительной техники известных западных компаний почти не изменились и близки к объемам прошлого года. "Основной причиной является не только низкая покупательная способность аграриев, но и ограниченный доступ дилеров к финансовым ресурсам, что не позволило вовремя заказать и завезти достаточный объем техники", — объясняет Бондарь. Консультант отмечает, что для того чтобы завезти комбайн в Украину, его нужно заказывать за четыре-шесть месяцев.

"В начале этого года, в период стремительной девальвации национальной валюты, планировать продажи было трудно, поэтому многие импортеры решили не рисковать, полагаясь в том числе на переходные запасы", — подтверждает представитель дилерского центра одного из зарубежных поставщиков агротехники.

Машины бывают разные

И все же импорт комбайнов для уборки зерна постепенно восстанавливается. Лидером по возобновлению поставок является белорусский завод "Гомсельмаш", продажи которого выросли почти вдвое. Доля "Гомсельмаша" в общем объеме продаж новых комбайнов выросла до 13%, отмечает Алексей Бондарь.

Традиционно лидерами украинского рынка сельскохозяйственной техники являются такие международные компании, как New Holland, Claas и John Deere.

Суммарно на продукцию этих производителей приходится более 70% импорта новых машин.

Доля компании New Holland составляет 28% рынка, что несколько меньше, чем в предыдущем году. Компания Claas увеличила долю на украинском рынке до 25%. John Deere в Украине стабильно удерживает 20% рынка, несмотря на то что большинство техники находится в самом высоком ценовом сегменте.

"По нашим подсчетам, в прошлом году было продано сельхозтехники почти на $250 млн. В этом году ситуация несколько улучшилась. Но каким будет рынок по итогам года, сейчас не скажет никто. Есть много факторов, в первую очередь — курс доллара", — отмечает менеджер по Украине компании "КУН-Украина" Асад Лапш.

Генеральный директор "Джон Дир Украина" Игорь Кутовой полагает, что в текущем году по самой оптимистической оценке в Украину будет импортировано техники на $20 млн, что в два раза меньше, чем годом ранее.

Техносэконд-хенд в тренде

Ожидаемой тенденцией текущего года, по словам Бондаря, стала переориентация аграриев на более дешевую подержанную технику. За неполные девять месяцев 2015 года доля подержанных комбайнов составила 56% от общего объема импорта, тогда как в 2013 году этот показатель не превышал 40%. Всего импортеры завезли более 800 единиц подержанной техники, что на 17% больше, чем за весь прошлый год. Даже отдельные украинские агрохолдинги из топ-10 для оптимизации расходов стали покупать "бэушную" технику, чего раньше за ними не наблюдалось. Основным "донором" применяемых комбайнов остается ЕС, на долю которого приходится более 75% всего импорта.

Привлечь кредитные ресурсы сложно, вот аграрии и откладывают приобретение новой сельхозтехники до лучших времен — ищут альтернативы в виде более дешевой отечественной техники или подержанной импортной. По словам директора компании "Марко" Валерия Берлета, интерес аграриев к б/у-сегменту вырос в этом году как никогда и подогревается дефицитом новой техники в Украине.

"Из-за падения спроса импортеры сократили заказ сельхозмашин на заводах. Аграрии начали получать деньги за зерно, и желающих конвертировать их в технику, боясь подорожания, стало больше. Новый комбайн или трактор с завода можно ждать несколько месяцев. Тогда как подержанный уже есть в Украине или в Европе, откуда его можно быстро доставить", — объясняет он.

С верой в светлое будущее

В 2015 году рынок находится на уровне посткризисного 2009 года. Эксперты уверены, что при условии стабильного курса гривни рынок будет расти за счет новой и подержанной техники. Уменьшаться дальше точно некуда — рынок "на дне".

Чтобы поддерживать высокую урожайность, украинские аграрии должны инвестировать в десять раз больше в обновление машинно-тракторных парков, чем сейчас, говорит Асад Лапш. По его словам, аграрный потенциал в Украине огромен.

Но для того чтобы догнать Европу по уровню технического обеспечения, нужно ежегодно инвестировать в течение пяти-семи лет по $2,5-3 млрд.

В следующем году тенденция к увеличению импорта подержанной техники останется, поскольку ни аграрии, ни дилеры сельхозтехники так и не получили доступ к дешевому и долгосрочному финансированию на внутреннем рынке, а кредитный рейтинг Украины значительно ограничивает финансирование за счет европейских и американских экспортных агентств. С другой стороны, большие урожаи зерновых и масличных культур стимулируют сельхозпроизводителей обновлять парк комбайнов для уменьшения потерь урожая.