НБУ курс:

USD

41,83

+0,09

EUR

43,91

+0,11

Наличный курс:

USD

42,08

42,05

EUR

44,40

44,25

Торгов черноморским фьючерсом практически нет — эксперты ожидают оживления в ближайшие месяцы

За первую неделю после запуска на Чикагской бирже Черноморского пшеничного фьючерса высокого спроса на этот инструмент не наблюдалось — цена контракта остается на уровне $255/тонна. Эксперты ожидают оживления в ближайшие месяцы

Миновала неделя с момента запуска на Чикагской товарной бирже фьючерса на черноморскую пшеницу. Интерес к новому инструменту по итогам этих дней можно охарактеризовать как "сдержанный". Цена сентябрьского контракта остается неизменной уже несколько дней и по итогам последней сессии 14 июня составляет $255/т. Напомним, что Чикагская товарная биржа начала торговлю фьючерсами на причерноморскую пшеницу 6 июня. С тех пор максимальные ценовые колебания на контракт составили 50 центов, или 0,2% (по итогам электронных торгов 8 июня в сравнении с показателем 7 июня).

Как объяснил глава Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко, который выступал одним из основных лоббистов создания этого инструмента, ажиотажного спроса на старте проекта не ожидалось, так как быстрое его внедрение в принципе невозможно ввиду консервативности участников аграрного рынка и новшества самого инструмента. "Мы медленно движемся в этом направлении. Но я уверен, еще несколько месяцев — и мы увидим динамику", — сказал он.

Он отметил, что для популяризации этого инструмента необходимо ознакомить участников рынка с возможностями, который дает его использование. "Во-первых, фермер сможет застраховать ценовые риски. Сельхозпроизводитель будет знать, какой будет цена, и спрогнозировать свой заработок. Кроме того, мы, наконец, закроем вопрос, не занижают ли трейдеры цены на сельхозпродукцию, поскольку эти цены прозрачны и доступны в режиме онлайн", — считает эксперт. Он добавил, что хеджирование ценовых рисков поможет упростить получение кредитов сельхозпроизводителями, также механизм фьючерса может быть востребован у представителей хлебопекарной и животноводческой отраслей.

Козаченко опасается, что успешной реализации проекта фьючерса на черноморскую пшеницу может помешать вмешательство государства в рынок зерна: "Чего я боюсь — так это ручных методов регулирования рынка, запрета экспорта и т.д.". Эти потери будут покрыты за счет страхового фонда, однако столкнувшись с непрогнозированностью украинского рынка, сама биржа может усомниться в целесообразности сотрудничества.

При этом на сегодняшний день объективных причин для введения ограничений нет. Как сообщало "Дело", в Украине сформировались рекордные переходящие остатки зерна в размере 12 млн тонн, что даже при среднем уровне урожая формирует предложение зерна в следующем сезоне на внутреннем рынке на уровне 60 млн тонн.

Критическим периодом для определения эффективности фьючерса на черноморскую пшеницу станут ближайшие полгода. В случае игнорирования его инвесторами СМЕ может устранить невостребованный инструмент. "Но, по моим наблюдениям, в СМЕ понимают проблематику нашего рынка, и понимают что внедрение фьючерса — это не быстро и непросто. Но, с другой стороны, это не может продолжаться бесконечно и, безусловно, если на протяжении полугода биржа будет видеть, что инструмент не приносит ожидаемого эффекта, она его остановит", — уверен Леонид Козаченко.

Морган Вильямс, президент Американско-украинского делового совета, наоборот, считает, что СМЕ имеет долгосрочные планы на сотрудничество с украинским рынком и не будет форсировать события. По его словам, "в этот проект было вложено много времени, усилий и денег — СМЕ остается его приверженцем и верит, что он сработает в Украине".

Как сообщало "Дело", 6 июня на Чикагской бирже появился новый инструмент, ориентированный, в частности, на украинский агросектор — фьючерсный контракт на пшеницу, котировки которого будут привязаны к черноморским портам (FOB, Черное море). Торги будут проходить через глобальную электронную платформу — Globex.

Украина до последнего времени оставалась единственной страной — крупным экспортером зерна, где нет фьючерсного биржевого рынка, а торговля носит сезонный характер.