НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

У российских авиакомпаний нет денег на уже заказанные самолеты Boeing

Российские перевозчики просят Boeing отложить поставки самолетов, контракты на которые уже были заключены. Падение рубля сделало невыгодным использование новых самолетов, поэтому авиакомпании всеми силами стараются отсрочить их получение, а летать будут на старых машинах, поясняют эксперты
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Российские авиаперевозчики начали переговоры с компанией Boeing о переносе планировавшихся на 2016 год поставок самолетов. Об этом в интервью Bloomberg заявил старший вице-президент компании Джон Воджик. "Мы работаем с нашими покупателями и стараемся пойти на изменения", — заявил вице-президент Boeing.

Российские авиаперевозчики, пояснил Воджик, находятся в тяжелой финансовой ситуации.

Однако поставки, запланированные на 2015 год, отложить вряд ли удастся. График производства заказанных самолетов уже невозможно изменить, отметил Воджик, поэтому российским авиакомпаниям в основном придется оплатить и получить заказанные самолеты.

В частности, это два лайнера Boeing-747-8 для "Трансаэро". Но, по словам Воджика, Boeing и здесь ведет переговоры с компанией о возможном альтернативном решении, "учитывая ее финансовое положение".

Российские авиаперевозчики страдают от снижения роста пассажиропотока — тенденция, начавшаяся в 2014 году вместе со снижением реальных доходов населения. Авиаотрасль фиксирует убытки.

В 2015 году пассажиропоток, вероятно, начнет сокращаться, полагает консультант по воздушному транспорту Андрей Крамаренко.

О том, какие именно компании попросили отсрочить поставки, Воджик не говорит. "Почти все компании большой четверки российских авиаперевозчиков могли это сделать", — полагает Крамаренко. Это "Аэрофлот", "ЮТэйр", "Трансаэро" и "Сибирь". При этом переговоры, вероятно, ведутся не только с Boeing, но скорее всего и с Airbus. Но в компании Airbus пока этого не подтверждают. "Все наши договоренности с российскими компаниями остаются в силе. Пока никаких запросов не поступало", — сказали в пресс-службе Airbus.

В компании "Аэрофлот" сообщили "Газете.Ru", что не ведут переговоров об отсрочке поставок и не рассматривают возможность отказа от части поставок из-за текущей экономической ситуации в России. Пока в парке "Аэрофлота" 16 самолетов Boeing: шесть Boeing 737-800 и десять Boeing 777-300.

Российским авиакомпаниям теперь просто невыгодно покупать или приобретать в лизинг новые машины.

"Раньше, когда рубль был стабилен и даже укреплялся относительно доллара, а цены на керосин росли, российские авиакомпании с удовольствием брали новые самолеты с завода", — напоминает Крамаренко. Такие самолеты потребляли меньше дорогого керосина, а лизинг, зафиксированный в валюте, в рублях оставался неизменным, а иногда даже дешевел. На фоне девальвации рубля структура себестоимости эксплуатации самолетов изменилась. "Рубль рухнул, лизинг в рублевом эквиваленте подорожал вдвое, а цена на керосин не растет как минимум несколько месяцев на фоне давления со стороны правительства и снижения цен на нефть", — поясняет Крамаренко.

"В итоге для авиакомпаний становится более выгодна эксплуатация старого парка, то есть возрастных самолетов с относительно низкой топливной эффективностью, но существенно более дешевых в лизинге", — говорит Крамаренко.

Эти машины расходуют больше топлива по сравнению с новыми моделями, однако это вполне покрывается экономией на лизинге.

Вполне вероятно, что в итоге Boeing согласится на перенос срока поставок. На Россию приходится менее 10% продаж коммерческих самолетов Boeing. В прошлом году компания поставила в РФ 12 пассажирских самолетов. Сколько боингов должно было поступить в Россию в 2015 и 2016 году Воджик уточнить отказался.

"На рынке большой спрос на новые среднемагистральные самолеты, и за "отказниками" выстроится очередь", — убежден эксперт авиарынка.

Впрочем, даже если производитель не пойдет на уступки, российские авиакомпании смогут сдать самолеты в субаренду и избежать финансовых потерь.

"Главное значение этой новости о начале переговоров с Boeing — это сигнал о полном понимании авиакомпаниями, что наступает кризис спроса на авиаперевозки. Если еще несколько месяцев назад все думали, что кризис если и будет, то не у них и не так скоро, то теперь российские авиаперевозчики осознали, что он их не минует и надо решать вопрос как можно скорее", — резюмирует Крамаренко.