- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
"Укрпочта" будет зарабатывать на фантазерах, коллекционерах, мечтателях и писателях
По сравнению с другими участниками рынка "Укрпочта" явно проигрывает в качестве обслуживания. Что предприятие делает для того, чтобы улучшить сервис?
Чтобы обеспечить хороший уровень обслуживания, люди должны получать хорошую зарплату. Чтобы они получали хорошую зарплату и были довольны своей работой, они должны иметь хорошие условия труда. Чтобы обеспечить хорошие условия труда, мы должны автоматизировать рабочее место. И ремонт в отделениях должен быть хороший, как в приличном банке. Люди заходят в любой банк, и там — красиво: есть где посидеть, сотрудники улыбаются.
А сейчас клиент приходит в отделение "Укрпочты", смотрит — очередь стоит, и думает: "Оно мне надо?" — и уходит в банк. А почему очередь стоит? Потому что не автоматизировано рабочее место. Потому что вместо трех компьютеров стоит один.
Для того, чтобы автоматизировать наши ключевые отделения, нам необходимо 3,5 тыс. компьютеров.
Сколько всего рабочих мест необходимо автоматизировать ?
Около 15 тыс. А теперь умножьте 15 тыс. на $400 — это стоимость одного компьютера по сегодняшним ценам.
Никто раньше не занимался автоматизацией, потому что в тот момент, когда предприятие могло это сделать, такой задачи не стояло. Тогда не было такого количества банков, которые принимали платежи, не было конкуренции.
Банки развивались быстро, потому что в это развитие вкладывали деньги. "Укрпочта" не успевала за ними угнаться. Но сегодня все чаще банки "лопаются", уходят с рынка, и люди возвращаются к нам. А у нас стоят очереди, потому что не хватает компьютеров.
Есть еще одна первоочередная проблема: для того, чтобы обеспечивать быструю доставку, необходима техника и отработанная система логистики. Чтобы уменьшить затраты на топливо, нужно заменить ЗИЛы, МАЗы и КАМАЗы с расходом топлива 50 литров на 100 километров. Кроме того, их средний возраст — 14 лет.
Необходимо правильно выстроить логистику, сократить время доставки почты. У нас скорость принятия решения, обмена и поступления информации несопоставима с потребностями населения. Сегодня новое, свежее — это когда "сейчас", а не через неделю. Поэтому скорость доставки должна быть "сегодня на сегодня".
Приведу пример: у некоторых газет, которые мы доставляем, приблизительно дважды в месяц случается задержка тиража, и вместо 7 часов утра мы забираем его в 11 часов. При этом машина не может уехать без них, потому что вся логистика построена с учетом их объемов. А если выделить дополнительную машину — это огромные затраты.
"Укрпочте" необходим большой логистический центр. Но мы уже сейчас должны понимать, как будем его загружать. Дело в том, на строительство логистического центра (с учетом получения всех документов и инвестиций) необходимо минимум полтора года, максимум — два-три. Соответственно мы должны понимать, каким будет рынок через два-три года.
Почему "Укрпочте" не перейти на рыночное формирование тарифов?
Не получится, потому что мы выполняем социальную функцию. Вот мы думали вынужденно поднять тарифы на доставку газет. Я не считаю их рыночными, их рентабельность на уровне 5%, то есть практически равна себестоимости. Тогда как наши конкуренты выставляют тарифы в разы выше.
Если бы мы установили рыночные цены, то жалоб было бы столько… Но почему-то никто не жалуется на компанию Х, которая доставляет газеты, что у нее тариф выше, чем у "Укрпочты".
Исторически сложилось так, что люди привыкли: раз предприятие государственное, значит все должно быть дешевле. Надо уходить от этого стереотипа и всем объявить, что мы работаем на рыночной основе. Тем не менее, "Укрпочта" зарабатывает на предоставлении ряда услуг.
Какие направления деятельности "Укрпочты" самые доходные ?
Доставка пенсий, письменной корреспонденции, посылок; платежи и другие финансовые услуги, подписка на газеты, денежные переводы, хотя их объемы сейчас упали... Это те доходы, которые мы получаем в объемах, исчисляемых десятками миллионов гривень.
По итогам 2015 года выручка "Укрпочты" составит около 4 млрд грн, как и по итогам 2014 года?
Мы планируем заработать больше, чем в 2014-м году. Выросли коммунальные тарифы, а значит вырос объем денег за предоставление услуг. "Укрпочта" ведь берет комиссию от сумы платежа. При этом само количество платежей уменьшается. Некоторые предпочитают оплачивать услуги напрямую водоканалу или газовой конторе.
А какие направления работы с амые проблемные?
Объемы письменной корреспонденции уменьшаются — это проблема номер один во всем мире. Вторая проблема — люди перестают читать газеты, тиражи падают, все переходят на электронные версии изданий.
Но в Украине и в других странах на постсоветском пространстве объемы падают медленнее, чем в Европе. Нам еще лет пять надо, чтобы мы упали до тех показателей, которые можно наблюдать в Австрии или Швейцарии.
Но есть другие услуги, которые, наоборот, растут: речь прежде всего об электронной коммерции. Пока "Укрпочта" занимает в этом сегменте мизерную долю.
Почему?
Потому что никто из электронных площадок, с которыми я встречался, не хочет работать с "Укрпочтой". Вопрос даже не в качестве — мы не можем обеспечить скорость доставки. Потому что возвращаемся к уже упомянутым слабым местам: логистика плохая, транспорт изношен, нет автоматизации рабочего места.
На каком этапе находится процесс корпоратизации "Укрпочты"?
Сейчас идет подготовительный этап. Мы готовы к корпоратизации. Она нужна для того, чтобы мы смогли принимать решения о закупках, об изменении тарифов очень быстро, самостоятельно. Все равно остается регулирующий орган в виде министерства, все равно будет наблюдательный совет, но корпоратизация даст волю в принятии решений.
На чем "Укрпочта" сможет зарабатывать через пять лет?
На электронной коммерции, логистике, финансовых услугах, ведь объем рынка может расти как в деньгах, так и в количестве пользователей. А также на сдаче помещений в аренду — у нас много недвижимости находится в центральной части городов.
Электронная коммерция — очень конкурентный рынок, за счет чего будете выигрывать у других участников рынка?
Надо немножко подтянуть качество предоставления услуг, сервис — и, наверное, все. Я со многими встречался, разговаривал с владельцами и директорами электронных площадок — никого цены не интересуют. Единственная проблема — качество. Они говорят: только дайте нам своевременную доставку, сервис.
Мы вполне можем занять 30% рынка электронной коммерции — столько же, сколько занимаем в сегменте посылок и письменной корреспонденции. Но нам надо выйти на этот рынок с какой-то конкретной услугой. Для того, чтобы занять достойную долю на рынке электронной коммерции, нам надо повысить качество. Сейчас мы над этим работаем.
Call-центр, обработка звонков и жалоб, понимание, чего не хватает клиенту — для того, чтобы мы пришли и сказали: вот мы это делаем. Потом надо договориться с одной площадкой, которая уже заняла существенное место в топ крупнейших игроков e-commerce. Как только мы подпишем такой договор с одной компанией, я думаю, затем пойдет обратный процесс — очереди будут стоять уже к нам.
Кроме того, мы являемся монополистом, уникальным предприятием, которое формирует определенную прослойку населения — это филателисты. Никто кроме "Укрпочты" не выпускает марки. Марок мы продаем приблизительно 300-500 миллионов штук в год. Некоторые стоят 10 коп., а есть по 5-8 грн за штуку.
Какой доход от марок?
Очень большой. Наши марки пользуются спросом во всем мире, их собирают везде.
Какие перспективы этого рынка?
Это перспективы еще ближайших 50 лет. Фантазеры, коллекционеры, мечтатели, писатели — пока есть такие люди, марки будут существовать.