- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Агро
- Дата публикации
В Украине могут ввести экспортную пошлину на рапс. Как это повлияет на рынок?
Народный депутат Виталий Немилостивый (внефракционный) предлагает ввести в Украине с 1 июля 2014 года 15%-ную экспортную пошлину на рапс (но не менее 30 евро за тонну). Соответствующий законопроект (№3658) депутат зарегистрировал в Верховной Раде 21 ноября.
Рапс в Украине — культура экспортоориентированая. Практически весь объем рапса вывозится из Украины сразу после сбора. В текущем году Украина собрала и уже экспортировала рекордный объем этой культуры. В частности, было собрано 2,3 млн тонн рапса, из которых было вывезено около 1,9 млн тонн, то есть более 82%.
Чтобы остановить экспорт рапса, депутат Немилостивый и предлагает установить ограничительную меру в виде экспортной пошлины. Депутат считает, что вместо экспорта сырья Украина должна поставлять на внешние рынки уже переработанный продукт — биодизель.
Подписывайтесь на Youtube-канал delo.ua"Вместо того, чтобы платить пошлины, бизнесмены будут заинтересованы в создании в Украине мощностей по переработке рапса. Заводы по переработке можно построить достаточно быстро — буквально за один сезон. Необходимо лишь создать условия для тех, кто хочет инвестировать средства в этот бизнес", — пояснил Delo.UA Виталий Немилостивый.
Согласно подсчетам нардепа, за счет введения экспортной пошлины в госбюджет будет дополнительно привлечено порядка 300 млн грн.
Инициативу депутата полностью поддерживают в профильной ассоциации "Укролияпром" — более того, там считают, что помимо экспортной пошлины на рапс необходимо ввести пошлины и на вывоз семян сои.
"Вдумайтесь, мы из 2,3 млн тонн выращенного рапса в этом году переработали аж 100 тыс. тонн и говорим, что это рекорд", — говорят в "Укролияпроме".
В ассоциации обращают внимание, что в 2009 году в Украине была принята программа по развитию переработки рапса на внутреннем рынке. Предполагалось построить 7 заводов по производству биодизеля. "Программу реализовать не удалось в том числе из-за нехватки сырья, которое вывезли из Украины", — говорят в "Укролияпроме".
Глава ассоциации Степан Капшук отмечает, что мощности по переработке масличных в Украине оцениваются на уровне 14 млн тонн, в то время как урожай подсолнечника в этом году составил 10,6 млн тонн. На мощностях, которые простаивают, и можно будет перерабатывать рапс плюс строить новые мощности.
Переработка рапса в Украине увеличивается, но медленно. "Если в прошлом сезоне в Украине было переработано 30 тыс. тонн рапса и произведено около 14 тыс. тонн рапсового масла, то в этом году планируется переработать 100 тыс. тонн, а производство масла нарастить до примерно 47 тыс. тонн. Рост фактически больше, чем в три раза. Однако это все равно копейки по сравнению с тем, сколько подсолнечного масла производит Украина", — говорит Ярослав Левицкий, аналитик компании "Проагро".
Почему украинские компании не спешат на данный момент перерабатывать рапс? Это менее выгодно, чем перерабатывать другие масличные культуры — сою и подсолнечник. Кроме того, нужно понимать, что в Украине культура потребления рапсового масла в пищу не развита. Особого спроса на рапс нет и со стороны украинской биодизельной отрасли.
"Экономика переработки рапса уступает переработке подсолнечника. Иногда ее там просто нет", — комментирует глава правления группы компаний "Креатив" Юрий Давыдов (крупный производитель подсолнечного масла в Украине). По его словам, низкая прибыльность переработки рапса связана с тем, что Евросоюзе (который является главным потребителем украинского рапса) существуют дотации на переработку рапса в биодизель. Как результат, трейдеры имеют возможность платить за рапс более высокие цены, чем украинские производители.
Найдутся ли в Украине инвесторы, которые будут готовы за короткое время наладить переработку рапса? Ответ не очевиден. Тут нужно обратить внимание на еще один важный момент — рынки сбыта.
"До последнего времени практически все украинское рапсовое масло, как и рапс, поступало на экспорт в ЕС. В этом году ЕС ввел ограничение на использование биодизеля. Поэтому экспортерам нужно будет переориентировать свои поставки на другие рынки, например, в Азию", — отмечает Ярослав Левицкий.