НБУ курс:

USD

41,34

+0,03

EUR

45,85

+1,22

Наличный курс:

USD

41,00

40,87

EUR

45,45

45,15

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Владелец компании «Гринко» Виктор Ржоткевич: Мы верим до сих пор, изучив мировой опыт, что этот бизнес рано или поздно должен начать работать

Владелец компании «ГРИНКО», которая занимается вывозом мусора в Киеве Виктор Ржоткевич, рассказал «ДЕЛУ», что начнет строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов уже в первой половине нынешнего года.
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

– До создания компании «Гринко» вы были первым зампредом Госкомрезерва, председателем правления акционерной компании «Укрресурсы». Повлияла ли эта работа на ваше решение заняться перевозкой мусора?
– Конечно. Когда я работал в «Укрресурсах», в структуре этой компании существовало предприятие «Укрвторресурсы». Оно занималось вопросами перевозки и утилизации бытовых отходов. И, как это обычно бывает в госкомпаниях, особенно ярких результатов она не показывала. Но сама идея системного подхода к вопросу цивилизованного обращения с отходами мне и людям, с которыми я работал, импонировала. И, уйдя с госслужбы, я и группа моих единомышленников решили развивать этот бизнес своими силами, создав собственное предприятие.

– Кто конкретно учредил «Гринко»?
– Я — самый крупный акционер. У меня есть еще один партнер. Но это что касается киевской компании. В областных подразделениях «Гринко» у нас много других партнеров.

– На создание компании потребовалось несколько миллионов долларов. Где вы взяли такие инвестиции?
– Собственные деньги. Ведь я на госслужбу пришел из бизнеса и был человеком небедным: владел Киево-Печерским банком, который я организовал еще в 1990 году во Львове (тогда он назывался «Верховина»). Ну и кредиты, которые до сих пор есть.

– Компания «Гринко» существует уже шесть лет. Но вы до сих пор продолжаете сетовать на убыточность бизнеса по вывозу мусора. Зачем же вы решили им заниматься?
– Мы верим до сих пор, изучив мировой опыт, что этот бизнес рано или поздно должен начать работать. А когда это произойдет, попасть в него будет достаточно сложно. Поэтому завоевывать его нужно как раз в тот период, когда этот бизнес еще малоинтересен. Мы пошли по длинному пути. Создавая компанию, предполагали, что несколько лет будем работать себе в убыток. Другое дело, мы думали, что этот период затянется всего года на два-три.

– Во сколько вы сегодня оцениваете рентабельность бизнеса по вывозу мусора?
– В разных городах по-разному. В Киеве, где самые оптимальные тарифы, — на уровне самоокупаемости. Кроме того, наш бизнес многопроцессный. На каких-то процессах, например, перевозке мусора и перевалке, мы зарабатываем, а на каких-то, например, сортировке, — теряем.

– Но вы же еще зарабатываете на продаже вторсырья…
– Да, зарабатываем. Но эти деньги не покрывают даже плановых операционных затрат: оплату процентов по кредиту, расходы на электроэнергию, ремонт оборудования, зарплаты. Кроме того, вопрос в том, что мы сортируем, — отходы, которые до нас уже перебрали бомжи, дворники и сами жители. Там и сортировать-то особенно нечего.

– Из отходов, которые поступают на вашу сортировочную станцию, 20% являются вторсырьем?
– Скажем, там от 5 до 20% полезных компонентов. В среднем, из мусора, предварительно неразделенного жителями, мы отсортировываем около 10% вторсырья. Это слишком невыгодный для инвестиций показатель.

– Кроме Киева, ваша компания работает еще в 4 городах: Донецке, Днепропетровске, Львове и Житомире....
В ближайшее время планируем зайти также в Запорожье, Харьков и Николаев.

– В них вы также строите собственные сортировочные станции?
– Заходя в новые города, мы планируем строить там и сортировочные станции. Потому что это мировая технология. Но пока нигде, кроме Киева, сортировочных станций у нас нет. Ведь бизнес-целесообразность строительства сортировочной станции зависит, в том числе, от стоимости захоронения отходов. Если стоимость захоронения в Донецке составляет 50 копеек, то ни о каком строительстве сортировочного завода не может быть и речи. В этом случае нам выгоднее вывезти отходы за город и просто высыпать. В Киеве, где захоронение составляет от 50 до 100 гривен за тонну, смысл строить сортировку был.
Для сравнения, в Польше захоронение отходов на полигоне стоит 150 долларов за тонну. При таких расценках есть смысл инвестировать в технологии, чтобы как можно меньше мусора вывозить за город, поскольку это дорого.
Но все же мы планируем строительство сортировочных станций. В первую очередь будем строить в Донецке. Потом — в Днепропетровске или Львове. Все зависит от того, насколько согласованными будут наши действия с местными властями и когда тарифы будут соответствовать рыночным требованиям.

– Киевские власти часто критикуют перевозчиков мусора за недобросовестную работу. Грозятся расторгнуть с ними договоры или даже лишить лицензии. Обвинения в некачественной работе сыпались и в адрес компании «Гринко». С вами действительно расторгали договоры?
– Понимаете, если компания не вовремя вывозит мусор, у нее на это должны быть причины. Например, старая техника, ее нехватка, проблемы с менеджментом и др. Бывают ситуации — машина попала в аварию или заболел водитель. В компании могут быстро не отреагировать на это.
Но есть и конфликт интересов между перевозчиком и клиентом. Например, ЖЭК заключил договор на вывоз одного контейнера, а отходов насобиралось на два. Но мы не можем вывезти два, потому что за второй ЖЭК не заплатит. И в прошлом у нас были по этому поводу конфликтные ситуации с киевской мэрией.

– И чем они закончились?
– Мы вынуждены были вывозить отходы, и нам за это не платили. В этом году мы купили систему GPS и теперь фиксируем все передвижения своих машин поминутно. В том числе и сколько контейнеров они вывозят.
Но с властями Киева у нас наибольшее взаимопонимание из всех муниципалитетов городов, где мы работаем. Леонид Черновецкий как человек, пришедший из бизнеса, понимает, что чуда не будет. В прошлом году если наши услуги и не оплачивали по адекватному тарифу, то платили компенсацию из городского бюджета.
Дальше в «рейтинге» — муниципалитеты Донецка, Днепропетровска. Затем — Львов и Житомир. Хотя повышение тарифов — мера очень непопулярная для мэров, они понимают, что это нужно делать.

– То есть вам удается убеждать власти Донецка, Днепропетровска, Киева повышать тарифы?
Да. Мы подаем свои предложения, в которых обосновываем тарифные ставки. И местные власти прислушиваются к этим предложениям.

– Киевская горадминистрация с 1 января нынешнего года повысила тарифы на вывоз твердых бытовых отходов. Тариф в 19,09 гривни за кубический метр отходов, который был установлен для компании «Гринко», вас удовлетворил?
– Для нас это незначительное повышение. Конкретно для «Гринко» повышение составило около двух гривен. Сегодня утвержденные в Киеве тарифы находятся на уровне себестоимости: в них не заложены нормы рентабельности компаний по перевозке мусора. Сейчас мы настаиваем, чтобы киевские власти включали их в тарифы. На ближайшей сессии Киевсовета будет обсуждаться этот вопрос.

– То есть если решение о включении норм рентабельности в тарифную сетку будет положительным, через месяц-два тарифы на вывоз отходов снова повысятся?
– Это значит, что перевозчики получат право повысить тарифы. Но каждый из них будет решать самостоятельно, повысить или нет, для кого и на сколько. Но даже если повышение и произойдет, тариф вырастет незначительно: всего на 5-10%.

– Какой тариф на вывоз отходов для вас был бы оптимальным?
– 25 гривен за кубический метр. Это минимальный тариф.

– Еще в начале прошлого года вы планировали начать строительство собственного полигона для захоронения твердых бытовых отходов. Почему строительство до сих пор не начато?
– Это связано с тем, что мы увеличили финансирование своих региональных подразделений. Кроме того, со стороны руководства Киевской области не было четкого решения о выделении нам земельного участка. Мы продолжим эту работу более скрупулезно в нынешнем году. Планируем начать строительство полигона в первом полугодии.

– Где будет размещена площадка?
– Места пока нет. Мы еще определяемся по этому вопросу. Потому что там, где мы задумываем строить полигон, обычно сталкиваемся с противостоянием местных жителей. Но рассматриваем любые площадки в границах области с удаленностью до 70-80 км от Киева. Конкретных участков пока нет: мы только подали заявку в областную администрацию. Уже есть определенные поручения и подбираются площадки.

– Вера Ульянченко, губернатор Киевщины, поддерживает ваши планы по строительству полигона?
– Она осознает, что проблема есть, и ее надо решать грамотно: не обидеть местных жителей, но в то же время обеспечить город полигоном, чтобы Киев не превратился во второй Неаполь.

– Кто из зарубежных компаний по переработке мусора может зайти в ближайшее время на украинский рынок?
– Иностранные компании особенно активизируются, когда Украина вступит в ВТО и рынок станет еще более открытым и интересным для западных компаний. Скорее всего, это будут мировые компании, которые уже занимаются этим бизнесом во всем мире. В частности, компании Remondis, Violia и Suets. Может, еще ряд. Я знаю, что они присматриваются к украинскому рынку. Когда они зайдут на рынок, думаю, в этом или следующем году, займутся не только мусороперевозкой, но и переработкой. Должны будут это сделать, иначе будут неконкурентоспособными.

– В 2006 году вы предприняли третью попытку стать народным депутатом. Баллотировались в Верховную Раду от Блока Литвина. Но в списке Блока Литвина в версии 2007 года вашей фамилии уже не было…
– Больше играть в политику мне не захотелось. Пока. Человек должен быть мотивирован для политической деятельности. Один раз не получилось — и я пересмотрел свое отношение к этому. И считаю, что лично я сегодня не готов заниматься только политикой. А заниматься и тем, и другим очень тяжело и затратно. Пока я выбрал бизнес. Может, через какое-то время, когда я стану мудрее, займусь только политикой.

– В 1998 году вы баллотировались в Раду по списку ПРП, в 2002-м — блока «За єдину Україну!». Почему в 2006-м выбрали Блок Литвина?
– Я давно знаю Владимира Михайловича. Мы с ним земляки. У нас хорошие отношения, я очень уважительно к нему отношусь. И считаю в Украине его одним из самых продвинутых, трезвых и солидных политиков. Чтобы ни происходило, он остается человеком последовательным в своей деятельности и придерживается правильных житейских и библейских правил.

– В 2007 году Литвин предлагал вам место в списке своего блока?
– Нет, такого разговора у нас не было. Кроме того, Владимир Михайлович человек довольно консервативный и сдержанный. И мне дожидаться от него предложений, чтобы я пришел… Вряд ли он кому-то делал такие предложения. Как правило, люди сами к нему приходили и предлагали свою помощь и участие в парламентских выборах. Я этого не сделал, хотя и решил, что всегда готов, если понадобится, помочь ему. Кроме того, я по-прежнему остаюсь членом Народной партии. Хотя мне близка по духу и идеологии еще одна политическая сила — Партия зеленых Украины. Мы с ней сотрудничаем: вместе проводим субботники, например. У нас общая платформа для деятельности.