НБУ курс:

USD

41,93

-0,00

EUR

43,58

-0,00

Наличный курс:

USD

42,25

42,15

EUR

44,27

44,00

Вне закона: почему рынок беcпилотников в Украине есть, а законодательства под них нет

Сегодня в Украине "летает" до 1,5 тыс. беспилотников, однако ни один из них не зарегистрирован официально, а значит о безопасной эксплуатации (а главное — целесообразной) говорить не приходится

Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) регулируется в Украине такими же документами, как и обычные самолеты. Воздушный кодекс Украины (№3393-VI от 19.05.2011) определяет правила регистрации и пригодность судна к полету, Положение об использовании воздушного пространства Украины (постановление Кабмина №401 от 29.03.2002) указывает, в каких зонах они могут летать, а Правила регистрации гражданских воздушных суден (приказ Мининфраструктуры №636 от 25.10.2012) определяет само понятие "беспилотника". Кроме этого, Инструкция по составлению заявок на использование воздушного пространства во время планирования полетов (совместный приказ Минобороны и Минтранса №518/1063 от 14.10.2009) объясняет владельцам БПЛА, как подавать заявки на воздушное пространство.

Согласно этим документам, беспилотниками в Украине считаются воздушные судна без пилота на борту, управление полетом и контроль за которым осуществляется с помощью специальной станции, расположенной за пределами воздушного судна. А вот роботизированные дроны, которые осуществляют полет самостоятельно (без участия оператора, находящегося на земле), вообще не предусмотрены законодательством и пока находятся вне правового поля.

Чтобы воздушные судна могли законно совершать полеты в Украине, они должны быть зарегистрированы в Государственном реестре гражданских воздушных суден, а пилоты — иметь соответствующие сертификаты. В таком случае Госавиаслужба несет за летательные аппараты непосредственную ответственность.

Регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных суден не подлежат только беспилотники до 20 кг, которые используются для развлечений и спортивных соревнований, хотя они все равно должны быть зарегистрированы в соответствующих федерациях. БПЛА свыше 20 кг могут летать только в границах т.н. временно зарезервированного воздушного пространства, для чего следует за сутки подать заявку на использование такого воздушного пространства.

"Независимо от веса все воздушные судна должны быть зарегистрированы. Если оно весит даже два килограмма, и это не модель и не игрушка, то оно обязательно должно быть в Реестре гражданских воздушных судов. Получить регистрационный номер, сертификат летной годности экземпляра гражданского воздушного судна. Этим занимается Госавиаслужба", — объясняет старший диспетчер-инспектор отдела по развитию маршрутов обслуживания воздушного движения и гражданско-военной координации ГП "Украэрорух" Леонид Щепотко.

При этом он добавляет, что владельцы дронов скорее всего не знают о такой процедуре. "Это невольные нарушители. Проблема даже не в регистрации, а в том, чтобы судно отвечало стандартам безопасности", — отмечает диспетчер-инспектор.

Сегодня на законодательном уровне рынок, как и использование беспилотников, очень зарегулирован. Специалисты сходятся во мнении, что необходимо упростить процедуру сертификации и регистрации. Но так, чтобы некоторые модели можно было легко зарегистрировать, а другие, которые могут угрожать безопасности, наоборот, зарегулировать.

В Украине нелегально "летает" около 1, 5 тыс. беспилотников

В нашей стране продаются и используются до 30 вариантов дронов. Их разработками сейчас занимаются все авиационные институты и предприятия авиаотрасли. Обычно легкие БПЛА (до 10 кг) используют бензиновые двигатели и летают на 100-200 км, а аппараты с электрическим движком осуществляют полеты на расстояние до 350 км.

"Вираж" был разработан "НАУ" для пограничной службы, чтобы контролировать границу

По состоянию на 2015 год в Украине, по подсчетам одного из основателей Drone.UA Валерия Яковленко, имеется около 1,5 тыс. беспилотников. Одна только эта компания за прошлый год продала 50 таких гаджетов, стоимость которых варьируется от $2,5 до $10 тыс. "Мы продаем беспилотники коммерческим организациям, например агрохолдингам. В АПК они используются, например, для оперативного мониторинга состояния посевов с высоты птичьего полета​", — говорит он. Перспективность рынка дронов Яковленко оценивает как очень высокую: в год продажи Drone.UA растут на 180%.

В полной комплектации такая модель будет стоить до $10 тыс. Детали — от американских и китайских производителей, а сборка производится Drone.UA уже в Украине

Самая продаваемая модель дрона в Drone.UA стоимостью $2,5 тыс.

Что нужно помнить владельцам БПЛА

Предполагается, что дрон — это умная система, которая должна уметь правильно реагировать в экстренных ситуациях. Например, иметь парашютную систему, систему автоматизации (на случай если прервется связь с пилотом, дрон должен сам приземлиться на место запуска). Однако главное правило — полет дальности беспилотника может быть и 200 км, но главное, чтобы он всегда был в поле зрения пилота.

"Сейчас вы можете купить дрон как частное лицо и пользоваться им без разрешительных документов. Но любая компания, продавшая БПЛА, должна провести вам учения, проинструктировать по технике безопасности, где можно летать, а где нет... Если ведется съемка какого-то завода, это должно быть согласовано со службой безопасности объекта", — говорит Яковленко.

В "Украэрорухе" призывают владельцев БПЛА придерживаться максимальной осторожности в публичных местах, чтобы не было жертв.

"Любой беспилотник представляет собой угрозу. Допустим, он снимает площадь, и вдруг что-то пошло не так, он падает и травмирует человека. Чтобы этого не случилось, нужно адаптировать к нынешним реалиям нормативно-правовую базу к европейской. В последнее время обращаются некоторые фирмы, которые хотят беспилотниками развозить пиццу в Киеве. Поэтому нужно работать", — говорит начальник Украэроцентра ГП "Украэрорух" Александр Волков.

Покупая дрон, человек должен понимать, где летать нельзя, какую первую медицинскую помощь нужно оказать в случае, если он пострадал от дрона. Кроме этого, владелец должен его застраховать, чтобы покрыть в случае чего нанесенный ущерб. Например, во Франции в общественных местах просто так запустить беспилотник нельзя. Поэтому регулирование беспилотников должно быть комфортным и для потребителей, и для производителей.