НБУ курс:

USD

41,34

+0,03

EUR

45,85

+1,22

Наличный курс:

USD

41,00

40,90

EUR

45,42

45,16

Файлы Cookie

Я разрешаю DELO.UA использовать файлы cookie.

Политика конфиденциальности

Александр Кардаков: Хороший вопрос - почему «Инком» стал первым?

Председатель наблюдательного совета «Октава Капитал» Александр Кардаков рассказал «Делу» о создании своего первого детища компании «Инком» и о том, что важно для брендирования IT-компаний, предоставляющих услуги для бизнеса
Як забезпечити розвиток і стійкість компаній: досвід TERWIN, NOVUS, Arcelor Mittal, СК ІНГО та 40 інших провідних топменеджерів та державних діячів.
11 квітня на Business Wisdom Summit дізнайтесь, як бізнесу адаптуватися до нових регуляторних вимог, реагувати на зміни та залучати інвестиції у нинішніх умовах. Реальні кейси від лідерів українського бізнесу.
Забронировать участие

Александр Юрьевич, вы — создатель одного из успешнейших брендов в секторе B2B (business to business). Расскажите, что для вас означает это понятие?

Понятие бренда, на мой взгляд, появилось еще в доисторические времена, когда вождь надевал самый яркий головной убор или самую интересную шкуру и так выделялся на фоне остальных. Созданием персональных брендов занимались и египетские фараоны. Они строили пирамиды, и чем выше, величественнее была пирамида, тем, видимо, сильнее был бренд фараона. Любопытно проследить, как с этой задачей справлялись в Древнем Риме. Еще император использовал монету для рекламы. Первый случай в истории нашего мира, когда бренд довели до совершенства, — чеканка монет. Римский император Тит Флавий первым стал печатать на монетах не только год и имя правителя, но и названия событий. Потом его дело продолжил император Марк Траян, который приурочивал выпуск монет к сражениям, войнам. Как видим, уровень постепенного наращивания рекламы и своих званий шел так же, как и при раскрутке любого бренда, любого товара. Те, кто сегодня изучает маркетинг и собирается делать бренды, должны просто углубиться в историю. 

При создании компании «Инком» вы использовали эти принципы?

Да! Если сейчас проанализировать то, что было нами сделано ранее, можно отследить похожие этапы и похожие инструменты. Хотя компания «Инком» — это мое первое детище. Тогда очень многое делалось не по науке, а интуитивно. Это сейчас у меня уже богатый личный опыт и хорошее бизнес-образование.

Как формировался бренд «Инком»?

Сначала компания называлась ICS. На тот момент такая аббревиатура была в тренде и смотрелась ярко. Позже мы столкнулись с тем, что теряемся в общей массе компаний с похожими названиями, и стали использовать расширенное название — Information Computer System. По понятным причинам с таким длинным названием мы также просуществовали недолго. Использовать его оказалось попросту неудобно. И мы приняли решение создать уникальное название, были готовы полностью измениться.

Чем чревата полная смена названия компании?

Полная смена рискованна, потому что после этого сложно доказать преемственность. Естественно, мы обратились к латинскому языку, «пошли» в греческий язык, попутно увидели в словарях все существующие бренды бытовой техники. Конечно же, оказалось, что все названия уже давным-давно разобраны и где-то используются. Остановились на стратегическом варианте, который был на удивление созвучен полному названию — «Инком». Собственно, нам даже юридическое лицо не пришлось перерегистрировать, поскольку полное, официальное название мы сохранили — «Информационные компьютерные системы». Таким образом, это совпадение превратилось в уникальное для украинского рынка сочетание. Чуть позже мы все-таки добавили подпись к логотипу: «Информационные технологии и коммуникации», поскольку на тот момент компания еще не была так хорошо известна за пределами IT-рынка. Мы хотели добиться эффекта, когда достаточно одного взгляда на логотип, чтобы понять, что это за компания и чем она занимается. Через три года «Инком» значительно расширил спектр предлагаемых решений и услуг, поэтому стреплайн был заменен новым — «Интеграция информационных технологий», который лучше отражал характер деятельности компании. К 2010 году узнаваемость бренда в бизнес-среде уже позволила нам убрать расшифровку. 

Ваше имя до сих пор ассоциируется с компанией «Инком».

Потому что это — мое первое детище. К тому же «Инком», можно сказать, всегда на виду. Это компания-интегратор, которая создает конечный продукт из составляющих, в том числе произведенных другими моими компаниями. Получается, что участие последних менее публично. Если я выступаю, то пропагандирую технические решения компании. Мне действительно тяжело отделить свою фамилию от компании «Инком», которую, тем более, я люблю.

Во многом «Инком» продвигался через бренд «Кардаков». 

Безусловно. Личный бренд руководителя очень важен для продвижения компании. А если позволяют харизма и личностные качества, почему бы и нет? 

В свое время вы очень жестко контролировали корпоративный стиль. 

На тот момент все машины должны были иметь логотип. Даже и сейчас, если я вижу на улице машину с ободранной символикой, я могу поступить жестко. Раньше за неправильное оформление и извращение логотипа вплоть до увольнения людей доходило. Многих ли пришлось уволить?Немногих, но это было поучительно для других. Прецеденты были. Символика, корпоративный стиль — почему это важно?В «Инкоме» сейчас работают 1600 человек. Понятно, что это не армия, чтобы все ходили строем. Каждый человек — индивидуальность, каждый выполняет свои задачи, но для внешнего мира мы должны быть единой компанией, а не сбродом отдельных личностей, пусть даже очень хороших. С другой стороны, корпоративный стиль — это выполнение стандартов качественной работы, что находит отражение во всем: во внешнем виде сотрудника, состоянии офиса, корпоративном стиле и, конечно же, в выполнении и оформлении проектов. Это не атрибутика, а суть, то, что свойственно именно для B2B рынка. Для B2C (business to customer) рынка характерна форма, а не суть.

Любой бизнес должен предоставлять качественную услугу. А в чем отличие именно вашего почерка?

Основное — это выстраивать долгосрочные отношения с заказчиками, а не совершать разовые сделки. Второе — давать заказчику больше, чем он просит. Я всегда говорю: у нас люди не более умные, чем наши заказчики, они более опытные — они каждый день занимаются разработкой и внедрением информационных систем, причем для различных компаний из разных отраслей. Третье — предоставлять только проверенные, качественные решения, которые действительно принесут пользу бизнесу клиента. Производители строят систему мотивации для продавцов таким образом, чтобы стимулировать продажу новинок. Мы же оцениваем работу продавцов в том числе по их способности строить отношения с клиентами. Наша задача — в том, чтобы помочь бизнесу клиента достичь определенных целей с помощью информационных технологий. В этом принципиальная разница. Мы не идем на поводу у маркетинговых активностей поставщиков, а анализируем, что даст клиенту это решение, потому что стратегически заинтересованы в его удешевлении для наших заказчиков.Можете привести пример такого «маркетингового мусора»? Например, некоторые версии всем известной операционной системы, отдельные разработки серверных платформ и хранилищ. Когда развивается техника, бывают пути, которые оказываются тупиковыми. Наша задача — самим не попасть в этот технологический тупик и не завести в него наших клиентов.

Чем отличается брендинг для B2B и для B2C?

Для товаров широкого потребления важна «упаковка», в прямом и переносном значении этого слова. И только на втором месте стоит уже качество товара. Если домохозяйка купила пылесос и удовлетворила свою потребность в инструменте для уборки дома, то в ближайшие несколько лет она не захочет покупать новый. Поэтому задача маркетинга для B2C — красиво обернуть и хорошо раскрутить, то есть стимулировать рынок. Единственным исключением, на мой взгляд, является продукция Apple, которая продает себя сама, где есть колоссальное количество гаджетоманов, которые ищут новинку и выуживают информацию о ней. Остальные продукты — это приемлемый товар, который надо красиво завернуть. На рынке B2B, так как все системы живут долго и развиваются непрерывно, подход совсем иной. При приемлемой маркетинговой поддержке основная задача — это все-таки обеспечить качество, ассортимент и сервис товаров и услуг, которые хочет купить клиент.Если предприятие завязано на то или иное техническое решение, в случае поломки весь бизнес может просто остановиться.Сервис для В2В, а тем более в IT-сфере принципиален: все понимают, что что-то может сломаться. Вопрос в том, насколько быстро это отремонтируют. Я не берусь сравнивать, но мне кажется, что менее болезненно пройдет ситуация, если что-то сломается три раза в течение трех лет и это отремонтируют за два часа, чем если что-то сломается один раз, но чиниться будет на протяжении месяца. При поставке техники и технических решений надо четко думать о ремонтопригодности, а с учетом текущей степени развития технологий — о системах восстановления, резервирования и т.д. И эта задача ложится на нас, ведь, как я уже говорил, наши сотрудники более опытные. К тому же, кроме положительного опыта, они имеют и отрицательный.

То есть большая часть вашей работы — это работа над ошибками?

Да, несомненно. Очень хороший вопрос: почему «Инком» стал первым? Мы не были первыми, когда выходили на рынок. Просто мы не только хорошо «обмывали» победы, но и анализировали сервисные случаи, аварии и запросы клиентов.

Рынок съедал остальные компании, которые не делали выводов?

На рынке IT полная смена технологий происходит каждые три-пять лет. Поскольку в целом отрасль не монохромна, а включает в себя различные направления и сегменты, периодически появляются компании, которые «ловят» свежую волну, зарабатывают на какой-то технологии, а через пять лет уходят в небытие. У «Инкома» же хорошо диверсифицированный продуктовый портфель, который позволяет компании поддерживать баланс. Разные направления находятся на разных стадиях жизненного цикла, а в итоге перекрывают друг друга и позволяют компании чувствовать себя устойчиво. Задача компании — хорошо управлять этим продуктовым портфелем. Тогда у нее будут клиенты и в текущий момент, и в будущем.