- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Австрийский фермер против украинской реальности: почему европейцам трудно вести бизнес в Украине
За последний год самой популярной темой для обсуждения стала инвестиционная привлекательность Украины. О критической необходимости привлечения иностранного бизнеса регулярно говорит премьер-министр, а парламент сражается за законы по дерегуляции и упрощению процедур. Инвестиционные конференции собираются по несколько раз в год — там уважаемые и состоятельные люди убеждают иностранцев в большом бизнес-потенциале Украины. Но за границами мира высоких переговоров и фуршетов под хрустальными люстрами существует суровая украинская реальность с жадными чиновниками, бездельем правоохранительных органов и вороватым народом в провинции. И ни одна конференция пока не в состоянии эту реальность изменить. Это прекрасно иллюстрирует пример австрийского фермера Томаса Бруннера, который уже успел прославиться в кругах аграриев.
Австрийский инноватор
Томас Бруннер приехал в Украину более 10 лет назад чтобы возглавить местный офис компании Henkel. В один прекрасный день, по словам Томаса, он встал перед выбором — возвращаться в компании в Австрию или начинать свое дело в Украине. И он решил остаться.
"Было предложение купить здесь комплекс и начать потихоньку развивать бизнес. Мне это понравилось больше. Какой-то больший кайф есть в Украине. Я чувствовал, что украинцы — мои: простые, общительные, жизнерадостные. Я решил поменять теплое место в Киеве или Европе на веселое нервное предпринимательское место директора", — улыбается Бруннер.
Подписывайтесь на Telegram-канал delo.uaОн и его семья в 2006 году купили неработающий животноводческий комплекс в Черкасской области, нашли хорошую команду, арендовали 1200 га земли и занялись сначала растениеводством. Бруннер утверждает, что достаточно успешно. В 2011 году они вложили деньги, завезли оборудование и обустроили свинарники по последнему слову техники. Технику использовали как импортную, так и украинскую — по словам Томаса, западная техника не всегда выигрывает, так как она дороже, да и украинские поля требуют другого подхода. Хозяйство начиналось со 150 свиноматок, сейчас их около 400.
Местные чиновники Бруннера хвалили — платят самую большую среднюю зарплату в районе среди всех сельхозпроизводителей и 5,5% стоимости паев за аренду — обеспечить такую арендную плату нелегко, признавали в районной администрации. К тому же семья Томаса начала поддерживать местную школу, футбольную команду, и на своем примере показала, как сделать село комфортнее и красивее.
К разведению свиней Бруннер подошел очень педантично. Он завез выведенные австрийскими генетиками породы, пригласил консультанта из Германии. Именно этот консультант поделился с Бруннером теорией, что животноводство в массовом порядке без антибиотиков возможно. На сегодняшний день свиньям дают антибиотики постоянно — просто для профилактики, и это уже стало проблемой: у животных вырабатывается резистентность к лекарствам. Идея немца была в том, чтобы поддерживать здоровье скота природным способом — за счет правильного ухода и питания, применяя лекарства только для терапевтического лечения. По словам австрийца, проблема в том, что сегодня в животноводстве слишком мало внимания уделяется рабочим ферм — им слишком мало платят, и как следствие, они не уделяют достаточно внимания животным. "Из-за того, что терялся контакт между человеком и животным, животное страдает, и это все компенсируется за счет антибиотика", — объясняет он. А антибиотик в случае болезни убивает не только плохое, но и хорошее.
"Мне как новенькому в этой сфере было интересно. Я ему сказал — давай попробуем. И как ни удивительно, последние три года мы вообще без антибиотиков работаем — 99% наших свиней ни разу в жизни не видят антибиотиков", — рассказывает Бруннер. И система дала положительный результат — иммунитет у животных улучшился, они стали быстрее расти, следовательно, качество свинины тоже улучшилось, доходы выросли, а затраты на лекарства — сократились.
Свою методику Бруннер запатентовал и назвал "Тимошівка", в честь села, в котором расположен его животноводческий комплекс. Благодаря опыту Томаса, по системе "Тимошівка" на сегодняшний день работает 40 хозяйств в Швейцарии: "Значит, эта система реально придумана в Украине, воплощена в Украине, здесь доказана ее эффективность, и мы сейчас ее внедряем на Западе".
По идее, местные власти должны были обхаживать такого образцового инвестора, а односельчане — быть благодарными за исключительные условия работы. Но не тут то было.
Контракт по-украински: трактор сильнее закона
Чтобы выращивать свиней без антибиотиков, самое главное — это качественный корм. Поэтому Бруннер кормит свиней не отходами пищевой промышленности, а хорошим зерном. Для этого в хозяйстве выращивается ячмень и кукуруза. Так австриец столкнулся с земельными пайщиками. Оказалось, что не все так просто — в основном пайщики юридически неграмотны, само законодательство — слабое и непонятное, а судебная система не работает.
"Очень быстро появились люди, которые мне дали понять, что не стоит подписывать договора с пайщиками в этих селах, потому что я лезу в чужую землю. Для меня это было странно, потому что это фактически значит, что пайщику земля не принадлежит — он не сам выбирает, с кем работать", — рассказывает Томас.
Но это еще не все. Год назад несколько пайщиков решили разорвать договора, решив, что раз у Бруннера дела идут хорошо, то и у них получится. Но суть в том, что эти люди заключили договор до 2018 года, и хозяйство рассчитывало в своих планах на эти земли. Фермер судился с селянами, те так ничего и не добились, потому что со своей стороны австриец выполнял все условия действующих договоров. Однако в прошлом году они решили пойти другим путем и просто сорвали посевную силой — достали какие-то документы о том, что Бруннер землю не арендует, приехали на поле и встали перед трактором.
На вызов милиция не спешила, но приехала и протокол составила. И так шесть раз: приехали, составили протокол, велели больше не мешать. Но это не действовало. Не действовало и решение суда — юристы разводили руками. "Для меня это был шок, потому что я понимаю, что у меня есть правильные документы, но при этом милиция в Украине мои права не защищает", — сокрушается Томас.
В итоге селяне самовольно засеяли землю. Мало того что для фермера срыв посевной — это удар ниже пояса: земля все же юридически числится за ним, соответственно, он и налоги за нее платит, и аренду пайщикам. "Фактически, получается так, что я за эту землю плачу налоги, привел ее в порядок, удобрял, а они просто захватили ее и пользуются тем, что я создал. И каждый раз, когда мы пытались пересеять, они вставали перед трактором", — говорит Томас. Как известно, безнаказанность влечет за собой прецеденты, и теперь фермер опасается, что может лишиться и других земель.
Решетки на окнах как особенность украинского производства
Явная безнаказанность доставляет австрийцу и другие проблемы. В июле прошлого года Бруннер обнаружил факты кражи свиней с фермы, причем самими сотрудниками. Замешанными оказались свинарка, тракторист и охранник — здоровых взрослых свиней ночью выносили прямо через окно. Расследование милиции закончилось в августе, но заседания суда по этому делу постоянно переносят. Теперь свиней защищают решетки на окнах, забор и камеры наблюдения — в Австрии такое представить сложно.
Фермер нанимал юристов из Киева, обращался в прокуратуру, к начальнику Каменского управления МВД, в местную администрацию — но ничего не делалось. "Я не знаю, сколько доказательств еще нужно, чтобы вообще этих людей как-то судили. Получается, что в глазах воров я как дурак. Я предприниматель, зарабатываю деньги, но у меня все равно ничего не получается. Слышу постоянно в суде, что у них много работы, но если у меня есть все доказательства, а вы ничего не делаете — чем вы занимаетесь? Зачем я плачу налоги? Чтобы финансировать госструктуры, которые свою работу не делают?" — эти вопросы, до боли знакомые украинскому бизнесу, теперь задает себе и Томас.
При этом фермер оказался в ситуации героя Кафки — напрямую ему никто не отказывает, но если судить по результатам — их нет. Власти общаются с ним по-дружески, милиция приезжает, потому что все понимают — некрасиво отказать иностранцу, нужно сохранить какое-то лицо.
Вместо послесловия
Мы можем принимать сколько угодно прекрасных законов, которые поднимут Украину в самый топ рейтинга Doing Business. Мы можем на красивом английском рассказывать иностранцам о бездонном потенциале самой большой страны Европы. Мы даже можем заставить европейцев поверить в это, и они приедут со своим опытом, культурой и деньгами создавать рабочие места. Но надолго ли? Неважно, насколько хорош закон, если для кума прокурора он не писан, а милиционер подчиняется не закону, а начальнику. Чтобы стать Европой, нужно научиться уважать правила, и главное — уважать друг друга.
Томас Бруннер уверен: жить по закону намного проще и комфортнее, чем постоянно пытаться схитрить и жить одним днем. И возможно, людям надо еще несколько лет, чтобы к этому прийти. На самом деле, все так легко изменить, если есть желание. Очень легко.
"Сектор Права" для Delo.UA