НБУ курс:

USD

41,60

+0,10

EUR

43,80

+0,12

Наличный курс:

USD

41,86

41,78

EUR

44,30

44,15

Бизнес будущего: как украинские предприниматели создают роботов

Алексей Резниченко, основатель Центра робототехники "Ботеон", воплотил детское увлечение роботами в жизнь и построил на нем бизнес
Стратегии роста от ПриватБанка, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy и более 90 лидеров отрасли.
Киев, 12 декабря, офлайн
Забронировать участие

Харьковский Центр робототехники "Ботеон" Алексея Резниченко на сегодняшний день имеет три направления деятельности: учебный центр по робототехнике, конструкторское бюро и многофункциональный интернет-ресурс. Как работает бизнес, он рассказал журналу "Твой номер" №10/2014, который мобильный оператор "Киевстар" выпускает для малого и среднего бизнеса.

Учебный центр

Наиболее развитое направление на сегодняшний день — учебный центр по робототехнике, в рамках которого разработана многоуровневая образовательная программа "Робототехника и мехатроника". Программа объединяет несколько учебных курсов, в том числе удаленный, и охватывает школьников Robokid, студентов Botbase и выпускников Roboprofessional в возрасте от 7 до 30 лет. "На курсах мы учим робототехнике, программированию, информатике, логике. Практически вся программа составлена так, чтобы увязать изучаемые дисциплины с учебным процессом в школе и ВУЗе. У нас школьник или студент может поставить реальные физические эксперименты. Это помогает усваивать материал, дает понимание, как применять научные знания на практике, поддерживает интерес к учебе", — говорит Алексей Резниченко. Стоимость обучения на курсах — от 350 грн в месяц (четыре урока по два часа).

Облегчают ученый процесс специально разработанные конструкторские наборы для каждого уровня. Каждый набор рассчитан на годичный период обучения и включает в себя сами уроки, а также инструкции и комплектующие для самостоятельной сборки небольших роботов, например, робота-охранника, который может переносить предметы с места на место, выполнять функции ночника, будильника и даже поливать цветы. Стоимость набора — 2 200 грн. В случае обучения на курсах, учебный набор предоставляется ученику во временное пользование без дополнительной оплаты.

Также специалистами компании разработан удаленный учебный курс Boteon Education. Его особенность в том, что он является готовым инструментом для создания собственного учебного центра. "Например, это готовый бизнес для преподавателей, — говорит Алексей Резниченко. — Мы со своей стороны разработали учебный курс, создали наборы, оформили, положили в коробочку. Преподаватель купил пять — десять таких коробочек, поставил у себя в кабинете. Все. Дальше он набирает детей и проводит уроки по нашей программе".

Алексей Резниченко понимает, что оплатить сразу покупку такого количества наборов начинающие предприниматели в лице преподавателей не смогут, поэтому он разработал специальную схему. "Допустим, в качестве первого взноса, преподаватель оплачивает сумму, равную стоимости одного набора. Мы ему даем сразу все десять наборов. После набора группы и начала занятий, он каждый месяц погашает долг уже из прибыли, которую получает от ведения курсов. Период погашения может длиться до года. После полного расчета, наборы становятся собственностью преподавателя, и он может зарабатывать на них не один год. Мы также не в накладе, т.к. получаем свою прибыль", — говорит он. Слабое место этой схемы в нестабильном курсе гривны, колебания которого могут нивелировать весь доход. Цена же, зафиксированная в долларах, может стать неподъемной для преподавателей и родителей учеников.

В дальнейшем предприниматель планирует заключить договора на продажу наборов школам как оборудования для кабинетов физики. По его мнению, если не обычные школы, то всевозможные лицеи и гимназии вполне могут позволить себе такую покупку.

Кроме того, этот дистанционный курс дает возможность компании продавать франшизу на открытие учебных центров в других городах, на платформе курса.

Конструкторское бюро

Второе направление деятельности компании "Ботеон" — конструкторское бюро, которое занимается разработкой под заказ роботизированных устройств любой сложности. В целом затраты на оборудование лаборатории конструкторского бюро составили около $20 000. Что касается заказчиков, то, по словам предпринимателя, украинских компаний среди них почти нет. Сейчас "Ботеон" активно работает с несколькими компаниями из Словакии. "В принципе, сейчас интеллект можно было бы продавать довольно дорого, особенно в Европу. Это дало бы возможность быстро окупить затраты. Я очень рассчитываю именно на такое развитие событий", — делится предприниматель.

Одна из последних интересных разработок бюро — робот-массажист. "Практически — это топчан, из которого выходят две руки и видео-камера. С помощью камеры полностью распознается тело человека: контуры, центр, отдельные части, мышцы, жир, кости и так далее. В дальнейшем планируется не только видео распознавание, но и тактильные датчики, которые будут располагаться на самих руках массажиста", — рассказывает Алексей Резниченко. Эти приспособления дадут возможность роботу самостоятельно определять вид и длительность массажной процедуры, исходя из полученных данных о жировых отложениях, мышечной массе. "Мы стремимся к полной автоматизации процесса: человек пришел на процедуру, тут же загрузилась вся информация: что ему делали в прошлый раз, какие изменения произошли, что нужно делать в этот раз. В идеале наш робот должен стать более универсальным и умным массажистом, чем человек", — делится планами предприниматель.

Есть российская компания, которая также работает в этом направлении, но у "Ботеона" есть все шансы закончить уникальную разработку раньше. Главная сложность — поиск денежных средств для продолжения исследования. На данный момент финансирование полностью лежит на плечах предпринимателя. Однако он отдает себе отчет, что самостоятельно вытянуть проект с этой точки зрения не сможет. Это подталкивает к переводу проекта на коммерческие рельсы и поиску инвесторов. По его рассчетам, на первый этап, который предполагает изготовление простейшего прототипа и его испытания, нужно около $10 000 и месяц времени. Второй этап — разработка производственного ТЗ и рабочего прототипа требует еще столько же денег и около 3 — 4 месяцев времени. Третий этап — доработка программной части с целью дальнейшего совершенствования. Его длительность и необходимый объем средств зависят от сложности и амбициозности поставленных задач.

"Первоначально нам хотелось заниматься наукой ради науки, но, как ни выкручивайся, рано или поздно приходится идти в коммерцию"

Интернет-ресурс

Третье направление деятельности компании — интернет-ресурс boteon.com, на котором в бесплатном доступе выложены онлайн уроки по программированию, проектированию, схемотехнике. Это направление пока развито хуже двух других, однако в дальнейшем предприниматель имеет на него большие планы. "Я хочу сделать ресурс уровня habrahabr.ru (крупнейшее в Рунете сообщество людей, занятых в индустрии высоких технологий — Ред.), но в сфере робототехники. Весь необходимый для этого функционал у нас предусмотрен. Однако наполнение и раскрутка требует серьезной работы, на которую пока нет ни времени, ни финансов".

Монетизация

На данный момент самое монетизированное направление деятельности компании — учебный центр. "Учебные программы и конструкторские наборы — это массовый продукт. Десять человек купили, мы гарантировано получили на руки энную сумму. Доход же от конструкторского бюро нестабилен и зависит от наличия/отсутствия заказов, которые искать достаточно сложно", — говорит Алексей Резниченко.

Продвижение

Для продвижения своих услуг на рынке, "Ботеон" участвует почти во всех выставках, посвященных высоким технологиям на территории разных стран. Однако в Украине таких мероприятий нет вообще. Чтобы решить эту проблему и привлечь внимание как можно большего количества людей к робототехнике, предприниматель и сам занялся организацией мероприятий. "В прошлом году в Харькове мы сделали День робототехники. Пригласили коллег из Луганска, Киева, Харькова. Выставили свои экспонаты, ребята привезли свои. Количество пришедших людей очень порадовало. Многие были с детьми. Мы убедились, что интерес есть, и в этом году планируем повторить", — говорит предприниматель.

Читать статью в журнале "Твой Номер"