НБУ курс:

USD

41,29

-0,00

EUR

43,47

-0,00

Наличный курс:

USD

41,65

41,60

EUR

43,77

43,52

Кошкин дом: сколько может приносить "кошачий" бизнес

В Украине наладили производство экологически чистой и полезной мебели для котов без плюшевых подстилок и стандартных когтеточек. Кроме того, что такая мебель экологична, она еще и прекрасно вписывается в интерьер
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Украинский рынок кормов для животных по итогам 2013 года составил около $300 млн. Еще около $100 млн в прошлом году украинцы потратили на аксессуары и лекарства для своих питомцев.

Когда Александр Давиденко, собственник компании "Кот обормот", начинал свой "кошачий" бизнес, о такой перспективности рынка он даже не догадывался. Да и сама идея заняться производством мебели для котов возникла у Александра спонтанно. Готовясь к презентации, он искал для нее оригинальные картинки и наткнулся на фотографию картонной мебели для котов. Идея Александру понравилась и он решил заказать аналогичную для своих животных. Но оказалось, что в Украине ничего подобного не производят, а покупка на Amazon обойдется в $60-70 за саму конструкцию и примерно столько же за доставку. Александр принял решение обеспечить котов мебелью самостоятельно.

Картонный бизнес

"На тот момент я работал в банке и занимался маркетингом, но мне всегда хотелось сделать что-то свое, что-то полезное, а не работать на кого-то, — рассказывает Александр. — Я проанализировал конструкцию устройства и понял, что ничего сложного в ней нет". Прежде чем писать бизнес-план и искать подрядчиков, он решил проверить реалистичность своей идеи. Сходил в "Эпицентр", купил картонные листы и склеил их. Кошка конструкцию оценила и принялась точить когти, а Александр понял, что идея работает.

"Все мы знаем, что коты очень любят коробки. Оставь ее пустую на минуту и туда сразу залезет кот. И вот этот феномен, точнее коробку, нужно было красиво "оформить", — продолжает он.

Александр взял чертежи и пошел на предприятие по производству картона в Киеве. "На производстве на меня посмотрели квадратными глазами, так как раньше у них таких клиентов не было, но за заказ взялись", — вспоминает бизнесмен.

Обычный картон, который используется для производства коробок для мебели, не подходил, так как был слишком мягким. Поэтому пришлось размещать спецзаказ на Киевском картонно-бумажном комбинате (г. Обухов). Картон обошелся на 25% дороже, чем обычный, но был тяжелым (кот не сможет его легко сдвинуть) и достаточно плотным (не боится кошачьих когтей).

Один предмет кошачьей мебели состоит из 130-160 слоев картона (около 24 кв. м), склеенных между собой дикстрином (кукурузный крахмал, смешанный с водой), чтобы кот мог его грызть и не отравиться. Боковые панели изделия обклеивают дубовым шпоном, чтобы мебель выглядела красиво. "Наша мебель должна была быть не только функциональной и экологически чистой, но и эстетически красивой, чтобы она могла занять достойное место в интерьере", — объясняет Александр.

От идеи мебели для котов до первого готового экземпляра у Александра прошло ровно два месяца. Сначала сделали три разных модели — "Куб", "Бесконечность" и "Кость". "Котокуб" — это исключительно наш дизайн, а "Бесконечность" это та модель, благодаря которой я начал этим заниматься", — говорит он. Сейчас в ассортимент "Кот обормот" пять моделей кошачьей мебели.

Несмотря на то, что мебель для котов сделана из картона, производитель уверят, что она "проживет" долго и не потеряет презентабельный вид. "Мой кот — первый тестировщик мебели, так вот "Котокуб" находится в эксплуатации уже 8 месяцев и отлично выглядит", — говорит он.

После того, как была изготовлена первая партия мебели (25 штук), Александр решил, что хобби пора превратить в настоящий бизнес. "Это, наверное, самая распространенная ошибка всех начинающих предпринимателей, но первую партию мы продали в дикий минус, неправильно посчитали стоимость и продавали даже ниже себестоимости", — вспоминает он.

Как продвигать продукт, или Урок "Хорошо ли вы знаете своего клиента?"

Первое место, где "Кот обормот" решил продвигать новый продукт, был Facebook. "Мы завели страничку на Facebook как только появились первые прототипы. Выкладывали фотографии, обсуждали с подписчиками дизайн, эргономичность. Я рассчитывал, что смогу и продавать мебель исключительно через ФБ, так как там есть люди с деньгами и быстрые каналы продвижения. Но как выяснилось, Facebook — это не место для продажи", — уверяет Александр.

За два месяца продвижения продукта в социальной сети молодой предприниматель сделал для себя несколько выводов. Первый: если о вас не знают — вас не покупают, а если и покупают, то делают это через сайт, по телефону, но не через Facebook. Второй: в Facebook пользователи не хотят видеть бренды, которые им что-то продают. Понимая это, одновременно со страничкой в соцсети Александр запустил сайт.

Вторая трудность, с которой столкнулся Александр — контекстная реклама в Google оказалась для его бизнеса бесполезной: люди не ищут в Интернете мебель для котов из картона, так как просто не знают о ее существовании.

По наблюдениям бизнесмена, мебелью для котов интересуются те, для кого важна не только функциональность изделия, но и дизайн: "Клиенты не сразу понимают, что мы продаем не когтеточки, а место кота в доме. На нашей мебели кот может полежать. За счет дырочек на ней не жарко, есть постоянный приток воздуха — это не плюшевые лежанки, на которых одна сторона потеет и не дышит. Об этом никто не думает и это нужно объяснять".

"Наши клиенты — это люди, для которых кот равноправный член семьи", — утверждает предприниматель. Поэтому, несмотря на то, что средняя цена одной модели 450 гривень, мебель для четвероногих друзей покупают не только владельцы породистых котов, но и обычные семьи с "дворянами".

Продавать мебель для котов через зooмагазины, по словам Александра, оказалось не рентабельно. "Это было бы логично, если бы у нас была доходность 100%. Все магазины работают с НДС (20%), плюс их маржа составляет 20-30%. Получается, нам нужно снизить стоимость своей продукции для магазинов на 40%, но это ниже нашей себестоимости", — подсчитывает предприниматель.

Хорошим местом для продаж Александр называет выставки котов. Во-первых, туда приходят люди, которые интересуются животными, а во-вторых, в реальности мебель выглядит куда привлекательней, чем на фотографиях.

Планы на будущее

А планы наполеоновские: Александр намерен экспортировать мебель для котов на Запад. "Рынок там большой и там больше людей, которые способны оценить нашу продукцию, — объясняет он. — Если у нас будет беспошлинный ввоз товаров в ЕС, то мы сможем продавать там свою продукцию в два раза дешевле конкурентов".

Что касается ассортимента, то в планах "Кот обормот" сделать мебель с креплениями для стен в виде полок, на которых так любят сидеть коты. А также воплотить в жизнь "Котосферу" под названием "Звезда смерти". Но пока она тяжелая в производстве и потому дорогая в рознице. "Каждое кольцо "Котосферы" — это отдельный штамп. Каждый штамп стоит 1 тыс. грн. Таких колец в сфере 36. Я не могу потратить такую сумму, пока не знаю, как данная модель будет продаваться", — сетует Александр.

Сегодня поток заказов у "Кот обормот" относительно небольшой — Александр продает до 20-30 моделей в месяц. Но надеется, что с отменной ввозной пошлины в ЕС, его можно будет удвоить, а то и утроить. "Я ушел с работы, потому что посчитал, что это стоящая идея. Ведь с каждым годом сделать такое, из рамок вон выходящее, будет сложнее. Я хочу, чтобы о моем продукте люди хотели рассказать друзьям, чтобы продукт приносил радость. И хозяину, и коту", — резюмирует Александр.