Как продать интеллектуальную собственность, если супруг против

Кто-то сталкивался, а кто-то наслышан, что оформляя сделку, например, по продаже недвижимости, приобретенной в браке, нотариус потребует письменное согласие второго супруга. Но мало кто знает, что отчуждение объекта интеллектуальной собственности тоже должно осуществляться по взаимному согласию супругов

Представим, что торговая марка была зарегистрирована на физическое лицо, состоящее в браке. Торговая марка активно использовалась в бизнесе, наработала репутацию, известность. И владелец ее продает. Договор передачи прав регистрируется в Государственной службе интеллектуальной собственности, которая не требует дополнительно никаких разрешений или согласий.

И тут супруга нашего героя решает, что супруг продешевил, и, более того, с ней не посоветовался, что крайне ее оскорбило. А что может быть хуже обиженной жены? Она решает воспользоваться своим правом и обращается в суд с иском о признании недействительным договора передачи прав.

Чем она будет руководствоваться в таком случае?

В первую очередь, Семейный кодекс (ст. 60) говорит, что имущество, приобретенное супругами в период брака, принадлежит жене и мужу на праве общей совместной собственности. Да, права на торговую марку возникли у супруга в период брака. Но будет ли торговая марка имуществом? Анализируем далее.

Имущество означает вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности, говорит ст. 190 Гражданского кодекса Украины.

Имущественные права на объект интеллектуальной собственности, в отличие от личных неимущественных, свободно могут отчуждаться/приобретаться любыми лицами на основаниях, установленных законом или договором. Таким образом, мы установили, что объект интеллектуальной собственности, а именно имущественные права на него, являются имуществом.

А могут ли они быть объектом общей совместной собственности супругов? Возможно, есть исключения?

Исключения есть — перечень имущества, которое является личной частной собственностью супруга, установлен ст. 57 Семейного кодекса, но имущественные права на объекты интеллектуальной собственности туда не входят.

Учитывая, что следующему утверждению нет противоречий, имущественные права на объект интеллектуальной собственности, приобретенные в браке, являются общей совместной собственностью супругов, а значит, на основании ст. 65 Семейного кодекса распоряжаться такими правами супруги должны по взаимному согласию.

Согласия супруга не давала, а значит и иск ее можно считать вполне обоснованным, и есть все шансы признать договор недействительным.

Недействительность договора влечет регрессные обязательства для сторон — права на объект возвращаются продавцу, а продавец должен вернуть полученное вознаграждение. Кажется, что все остались при своем. Но что, если за это время, пока права на торговую марку принадлежали новому владельцу, он успел вложить средства и силы в рекламу, в маркетинг и т.д.? Затраты никто не возместит, и тут для покупателя ситуация выйдет не из приятных.

Я привела в пример торговую марку. На ее месте может ведь быть и любой другой объект авторского права или промышленной собственности — права на книгу, на компьютерную программу, права на изобретение, приобретенные в браке одним из супругов путем создания объекта или покупки прав.

Долгое время на этот счет ведутся споры — необходимо разрешение супруга на распоряжение объектом интеллектуальной собственности или нет. Нормы украинского законодательства не позволяют сделать вывод, что не нужно. Судебная практика по применению украинского законодательства к этому вопросу молчит, прецедентов, как ни странно, до сих пор найти не удалось.

Существует судебное решение Печерского районного суда города Киева от 15.10.2013 года о признании недействительным договора передачи прав на торговую марку (дело № 757/10606/13-ц), но дело касалось нерезидентов. В указанном деле супруга обжаловала договор, заключенный мужем без ее согласия. Но супруги были резидентами Болгарии, и несмотря на то, что торговая марка была зарегистрирована в Украине, суд посчитал необходимым применить ст. 61 Закона Украины "О международном частном праве", согласно которой имущественные последствия брака определяются правом, которое применяется к правовым последствиям брака, в данном случае правом Болгарии.

Из анализа норм законодательства Болгарии суд сделал вывод, что торговая марка не является вещью и не может быть объектом вещных прав, а потому не может быть объектом общего имущества супругов, и отказал в удовлетворении иска.

К слову, в зарубежных странах вопрос общей совместной собственности супругов на объект интеллектуальной собственности регулируется четкими нормами.

Законодательством некоторых стран предусмотрено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, принадлежащее автору такого результата, не входит в общее имущество супругов. Однако доходы, полученные от использования такого результата, являются совместной собственностью супругов, если договором между ними не предусмотрено иное.

В украинском законодательстве, к сожалению, подобной нормы нет. Поэтому при покупке прав на объект интеллектуальной собственности настоятельно рекомендуется задаться вопросом, а не были ли права приобретены в период, когда правообладатель состоял в браке? И если все-таки были — не постесняться попросить письменное разрешение супруга или супруги правообладателя на отчуждение прав.