- Тип
- Эксклюзив
- Категория
- Бизнес
- Дата публикации
Ключевые изменения налогового законодательства
31 июля Верховная Рада Украины поддержала законопроекты правительства, среди которых — внесение изменений в Налоговый кодекс.
Изменениям подвергаются налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизный налог и плата за пользование недрами. Кроме того, закон предусматривает введение военного сбора.
Налог на прибыль предприятий
Льготный режим налогообложения институтов совместного инвестирования ограничен. Ранее все виды средств совместного инвестирования, определенные п. 136.1.9 НКУ, не учитывались для определения объекта налогообложения. По новому закону льгота больше не распространяется на доходы, полученные в виде процентов, начисленных на активы ИСИ (институтов совместного инвестирования) и ФОН (фондов операций с недвижимостью).
Стоит отметить, что редакция законопроекта от 30 июля была изменена в день голосования, и сначала содержала противоположные нормы. Предполагалось наоборот облагать налогом доходы от операций с активами ИСИ и ФОН, за исключением доходов в виде процентов по активам. Это уже не первая попытка властей обложить налогом доходы ИСИ — в апреле подобные изменения были включены в повестку дня парламента, но впоследствии, их сняли с рассмотрения. В июне до них дошли, но депутаты не поддержали отмену льготы. В результате, принятая редакция п. 136.1.9 НКУ в очередной раз свидетельствует, что кулуарные баталии относительно налоговых преференций велись до последнего. Фактически льготное налогообложение ИСИ сохранено.
Отменено налогообложение по пониженной ставке (10%) прибыли, полученной от операций по торговле ценными бумагами и деривативами, корпоративными правами в иной, нежели ценные бумаги, форме. Это означает, что эти операции будут облагаться налогом по основной ставке 18%. При этом, новая ставка будет распространяться как на ценные бумаги находятся в обращении на фондовой бирже, так и вне ее.
Усиление налоговой нагрузки на операции с ценными бумагами приведет к сокращению их объема, в частности, в случаях продажи контрольного пакета корпоративных прав для перевода контроля над активами.
Отменено освобождение от налогообложения прибыли субъектов гостиничной деятельности и предприятий отрасли электроэнергетики, которые производят электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии.
Напомним, отели освобождались от налогообложения данным видом налога в случае, если доход от размещения в номерах составлял не менее 50% совокупного дохода в налоговый период. Не подлежали налогообложению налогом на прибыль и предприятия, основным видом деятельности которых является выработка ветровой, солнечной и геотермальной энергии.
Можно ожидать, что отмена налогового послабления этим категориям предприятий, скорее всего, приведет к повышению стоимости их услуг и продукции.
Налог на добавленную стоимость
Порог обязательной регистрации плательщиком НДС повышен — теперь, необходимо зарегистрироваться плательщиком НДС, если общая сумма от операций по поставке товаров/услуг начисленная в течение последних 12 месяцев, составит более 1 млн грн. Исключением останутся лица, которые являются плательщиками единого налога. Ранее порог обязательной регистрации плательщиком НДС составлял 300 тыс. грн.
Вводится система электронного администрирования НДС. Будут учитываться: суммы НДС из налоговых накладных, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН), суммы НДС, уплаченные при ввозе товара на таможенную территорию Украины, суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе, суммы НДС, на которую плательщики имеют право выдать налоговые накладные.
Автоматическое открытие всем плательщикам НДС счетов в системе обеспечит Государственная фискальная служба Украины, путем направления реестров плательщиков НДС в соответствующее банковское учреждение. Сам банк, который будет обслуживать систему, определит Кабмин, по предварительной информации, это будет новый банк, созданный НБУ.
Уплата НДС и бюджетное возмещение по ним будет происходить автоматически. В случае положительной разницы налогового обязательства и кредита (за соответствующий налоговый период), перечисление налога в бюджет будет осуществляться со счетов плательщиков по инициативе ГФС. Для этого налоговый орган будет направлять уполномоченному банку реестр плательщиков и суммы налогов, а банк будет перечислять эти суммы в бюджет. Если же разница составит отрицательное значение, в первую очередь она будет взиматься в счет уменьшения налогового долга предыдущих периодов. В случае отсутствия долга, налогоплательщик выбирает или зачисление этой суммы в налоговый кредит следующего налогового периода, или бюджетное возмещение.
Изменился и перечень требований к плательщикам, которые имеют право на автоматическое бюджетное возмещение. В частности, появился критерий относительно соотношения стоимости оборотных активов с суммами налога. Отменено требование относительно уровня средней заработной платы плательщика НДС.
Налоговые накладные будут предоставляться только в электронной форме. Ранее предоставление налоговой накладной было обязательным только по требованию покупателя, при этом существовало два способа предоставления документа: в бумажном или электронном виде. По новым правилам, налогоплательщик обязан предоставлять покупателю (получателю) налоговую накладную. Кроме того, будет предоставляться только зарегистрированная в ЕРНН накладная и только в электронной форме.
Плательщик будет иметь право зарегистрировать налоговые накладные в ЕРНН только в том случае, если общая сумма НДС по ним не будет превышать сумму НДС, исчисленную по специальной формуле, установленной п. 2001.3 ст. 2001 НК. Чтобы избежать ограничения, сначала прийдется перечислить на спецсчет нужную сумму НДС и только после этого регистрация накладной станет возможной. По сути, это означает, что налогоплательщик сможет предоставить покупателю (получателю) своих товаров (услуг) налоговую накладную только при наличии одного из следующих условий:
— в случае наличия необходимого размера налогового кредита;
— в случае наличия необходимой денежной суммы на специальном счете, которая является денежной гарантией уплаты НДС в будущем;
Если раньше подлежали включению в ЕРНН налоговые накладные на сумму, превышающую 10 тыс. грн, то с 1 января 2015 года такому включению будут подлежать все без исключения накладные. Накладные, не зарегистрированные в ЕРНН не будут основанием для формирования налогового кредита.
Ранее в налоговый кредит не относили суммы налога на основании налоговых накладных, составленных с нарушением требований законодательства. Вероятно, система регистрации эти нарушения минимизирует.
С юридической точки зрения, введенные изменения предоставят плательщикам больше аргументов в потенциальных судебных спорах. Может отпасть вопрос ничтожности сделок, вопросы принадлежности и допустимости документов налоговой отчетности и др. Поэтому новшества, скорее всего, изменят судебную практику. Но для этого важным будет и качество принятого Кабмином порядка электронного администрирования НДС.
Новое в налогообложении НДС операций по поставке услуг нерезидентами: датой возникновения права на отнесение сумм налога в налоговый кредит будет дата составления налоговой накладной при условии ее регистрации в ЕРНН, вместо даты уплаты налога по налоговым обязательствам, которые были включены получателем услуг в налоговую декларацию предыдущего периода. Так, с вступлением в силу изменений, для формирования налогового кредита, получателям услуг от нерезидентов достаточно будет иметь зарегистрированную в ЕРНН налоговую накладную.
Период освобождения от налогообложения НДС операций по экспорту зерновых и технических культур будет продлен до конца года.
В свете предполагаемой ратификации соглашения об ассоциации с ЕС, продление льготного режима обложения НДС этих операций, можно рассматривать как стимулирование отрасли. Ведь получив преференции в таможенной политике со стороны ЕС, вместе с введением НДС в 2015 году, можно ожидать значительных поступлений в бюджет от этих операций. Действие специального режима налогообложения НДС не будет распространяться не некоторые виды деятельности в сфере лесного хозяйства.
Специальный режим налогообложения НДС, позволял предприятиям, которые осуществляют деятельность в сфере лесного хозяйства не платить начисленные суммы налога НДС, а аккумулировать их на специальных счетах. В общем, такой режим налогообложения сохранен, однако сокращен перечень видов деятельности, на который он распространялся.
Отменено налогообложение по ставке "0" услуг по перевозке пассажиров скоростными поездами Интерсити+. Не секрет, что предоставление услуг знаменитыми Hyundai, которые соответствуют этой категории поездов, осуществлялось одной частной фирмой. Поэтому, с одной стороны отмена этой преференций справедлива и должна увеличить поступления в бюджет, а с другой стороны — ожидаемо приведет к повышению цен на билеты.
Акцизный налог
Увеличен размер акциза для сигарет: без фильтра — с 96,88 грн до 101,72 грн за 1000 штук; для сигарет с фильтром — с 216,50 грн до 227,33 грн за 1000 штук; Предыдущей редакцией закона предусматривалось выровнять размер акциза на эти виды сигарет до уровня 216,50 грн. Однако, из-за риска потери спроса, спада производства и экспорта, правительство решило повысить акциз пропорционально на 5%.
Увеличен размер акциза на напитки с содержанием этилового спирта 8,5% и больше. Продукты диетического питания, которые содержат 8,5% этилового спирта приравнены к алкогольным напиткам. Акцизный налог для них составит 70,53 грн за 1 л 100% спирта, как и для водочных изделий.
Налогообложения альтернативных видов топлив составит 99 евро за 1000 кг. Речь идет собственно о моторном топливе, к альтернативным видам которого относятся сжатый природный газ, биодизель, синтетические топлива. Обсуждение этого вопроса было едва ли не самым активным, ведь не секрет, что объект этого налога совпадает с интересами мощного лобби в ВР. Разница между первым и вторым вариантом закона, где ставка предполагалась в размере 139 евро, составила 40 евро на 1000 кг.
Плата за пользование недрами
Расширена база налогообложения природного газа для промышленных потребителей. Вместо применения средней таможенной стоимости импортного газа, в качестве базы будет использоваться максимальный уровень цены на газ для таких потребителей, который устанавливается НКРЭ.
Увеличены ставки платы за пользование недрами для природного газа, который реализуется для потребностей населения: из залежей до 5 км. — с 28% до 55%; свыше 5 км. — с 15% до 28%.
Для новых скважин будет применяться понижающий коэффициент 0,55 в течение года с даты их внесения в Госреестр нефтяных и газовых скважин.
До конца года увеличена ставка по добыче нефти и конденсата: плата будет взиматься в размере 45% из залежей до 5 км., свыше 5 км. — 21%.
Военный сбор
Введение сбора имеет общегосударственный характер и распространяется на всех физлиц. Сбор введен временно — до конца 2014 года. Начисление, уплата и учет военного сбора действует с 3 августа 2014 года.
Сбор в размере 1,5% будет взиматься с доходов физических лиц, среди которых:
— заработная плата;
— другие выплаты и вознаграждения, возникающие из трудовых и гражданско-правовых отношений;
— выигрыши государственных и негосударственных лотерей и азартных игр.
Изменения отразятся как на работниках, так и работодателях. Первые "недополучат" 1,5% своих доходов, вторые будут обязаны вести учет, начисление и уплату этого сбора.
Что касается гражданско-правовых сделок, то в этом случае, обязанность по начислению и уплате сбора будет возложена на налогового агента, определенного законодательством.
Конечно, среди рассматриваемых новшеств, наибольший резонанс вызвало введение военного сбора и изменения в администрировании НДС. Если с первым все понятно, то со вторым возникает ряд вопросов. Самое главное из которых, действительно ли с помощью новой системы администрирования НДС станет прозрачным.
Относительно других нововведений налогового законодательства, невооруженным глазом видно, что существенная часть изменений направлена на крупный бизнес. Однако по действующим нормам законодательства, усиление налогового давления на бизнес, по цепной реакции скажется на обычных гражданах через повышение цен на товары и услуги. Чтобы избежать такого результата, государству следует делать следующие шаги и совершенствовать нормативную базу.