НБУ курс:

USD

41,38

+0,08

EUR

43,94

--0,05

Наличный курс:

USD

41,70

41,63

EUR

44,70

44,54

Угроза рейдерства и правовой хаос: как оккупация Крыма вредит украинскому бизнесу

Крымчане начинают замечать, как редеют товары на полках магазинов, а предприниматели рассказывают, что поставки идут с перебоями как в одну, так и в другую сторону
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

Сепаратисты, захватившие власть в Крыму, ограничили связь полуострова с материковой Украиной, города и транспортные пути контролируют вооруженные, не поддающиеся идентификации граждане Российской Федерации. Кроме того, официальной валютой был объявлен российский рубль, гривни катастрофически не хватает — банкоматы если и выдают наличность, то по 300-500 грн. в день. Ко всему прочему, сепаратисты заявили о создании собственного госбанка, которого, конечно же, пока не существует — банковская система фактически разрушена. Такая ситуация ощутимо осложнила функционирование бизнеса по обе стороны от перешейка.

Угроза #1: Поставки

"Товарооборот усложнен, потому что граница Крыма с материком перекрыта, стоят блокпосты", — рассказывает Виктор Хмелевский, президент союза арендаторов и предпринимателей. Усилением границы объясняет задержки с поставками и ритейлер АТБ — пресс-служба сети заявила, что затруднения возникают из-за реверсного движения на блок-посту в Чонгаре (функционирует одна полоса).

И хотя сетевые супермаркеты утверждают, что работают в штатном режиме, из Крыма поступают другие данные. "Я вижу дефицит товаров, произведенных не на полуострове, включая очень широкий ассортимент лекарств, и это самое тревожное, учитывая, сколько в том же Севастополе стариков. К этому добавляется резкое удорожание всего", — рассказывает Владимир Вахитов, профессор Киевской школы экономики.

Розница — это самое очевидное, то, что бросается в глаза. Но связи с материком имеет почти каждое промышленное предприятие Крыма — из Украины поставляется сырье и туда же идет продукция. Все эти связи оказались нарушенными, притом не только из-за усиленных досмотров на перешейке — сама обстановка на полуострове, который контролируют российские войска, не способствует торговле. И это чувствует не только крупный бизнес. Усугубляет ситуацию то, что какого-либо правового статуса у "зеленых" нет, следовательно, они ничем не ограничены и ведут себя фривольно. "Был случай, когда при вывозе партии автомобилей из Крыма, которые были там на реализации, собственнику чтобы их вывезти пришлось отдать 7 легковых автомобилей так называемой самообороне Крыма, иначе выпускать из автовозы с машинами отказывались", — говорит Андрей Антонюк, глава Федерации работодателей Киева.

Угроза #2: Правовая "серая зона"

Теперь, когда РФ торжественно заявила об аннексии, а большинство стран отказались ее признавать, Крым окончательно погрузился еще и в правовой хаос. Отныне непонятно, к какой юрисдикции относится территория, и можно ли вообще говорить хоть о какой-то правовой системе, когда эта территория превращается в зону боевых действий. Продолжать какое-либо сотрудничество с Крымом или вести там хозяйственную деятельность — большой и часто неоправданный риск.

Вахитов поясняет — покупатель должен предоставить гарантии оплаты поставщику. Эти гарантии должны поддерживаться каким-нибудь хозяйственным правом. Если Крым денонсирует всю систему защиты прав собственности и разрешения споров в хозяйственных судах по украинскому закону, а вместо этого вводит российский закон, то договора должны быть переписаны."Но проблема в том, что Крым пока что никто не признал как субъект права или как российский регион, поэтому правомочность российских законов там тоже под вопросом. В результате там сейчас одна большая серая зона", — говорит экономист.

Говоря о киевских предпринимателях, Антонюк констатирует, что в большинстве случаев бизнес сейчас склоняется временно с Крымом не работать, по крайней мере, официально. Продолжают работать только те, у кого очень серьезные и доверенные партнеры. Обычно все договоренности устные, а расчеты не проводятся, так как банковская система Крыма не работает.

Если в кратчайшие сроки не будут подписаны новые гарантии проплат (в рублях или в гривнях — не важно), то в ближайшем будущем торговые сети уйдут, списав убытки. А дальше — либо украинские товары будут экспортироваться как за рубеж, либо их будет поставлять Россия, причем не исключено, что только морем.

Угроза #3: Рейдерство

Еще одна проблема, которую создал своими заявлениями самопровозглашенный премьер Аксенов — это опасения бизнеса за свою собственность. "Если местные власти вмешаются со своей идеей "национализации" — сразу начнутся проблемы и перебои с поставками вообще всего", — уверен Вахитов.

Хмелевский более оптимистичен — он напоминает о том, что речь шла о "национализации" государственной собственности Украины, а не частной. "В Крыму много бизнес-объектов, в том числе недвижимости, которые принадлежат предпринимателям с материковой Украины. Прецедентов национализации этих объектов быть не может, разве что в форме рейдерства", — утверждает бизнесмен. Однако в условиях правового вакуума и безнаказанности действий так называемой самообороны Крыма, частная собственность может стать легкой добычей, и волна рейдерства, в таком случае, практически неизбежна. Можно сказать, она уже началась — 18 марта неизвестные захватили предприятие "Богдан Авто Симферополь" и держали в заложниках работников предприятия. Процесс вооруженного захвата предприятия в прямом эфире транслировал крымскотатарский канал ATR . Однако захватчикам это не понравилось, и эфир был прерван, оператора телеканала также захватили в заложники.

Более того, у России нет договора о защите инвестиций с Украиной, то есть защищать свои права при утрате собственности в международном суде не получится, а в российском — неэффективно.

В целом, любая непризнанная территория — это риск для бизнеса, и Крым не станет исключением, если Украина не вернет АРК в свой состав. Туристический сезон сорван, предприятиям придется пройти период перестройки на российское законодательство, наладить поставки энергоресурсов и как-то решить вопрос с валютой — все это требует времени и средств. Однако и после этого, связи с материком могут быть уже необратимо нарушены, часть украинского бизнеса и международных компаний покинет полуостров "от греха подальше", и Крым будет нуждаться в дотациях еще больше, чем обычно. Будет ли Россия вливать в "новый субъект" обещанные миллиарды? Возможно, но цена российских обещаний уже хорошо известна.