НБУ курс:

USD

41,83

+0,09

EUR

43,91

+0,11

Наличный курс:

USD

42,00

41,95

EUR

44,30

44,17

Василий Волга нашел способ заработать деньги в Госфинуслуг

ЭКСКЛЮЗИВ ГАЗЕТЫ "ДЕЛО": Госфинуслуг для улучшения своего материального положения создала фирму, которая на платной основе будет предоставлять разнообразные услуги страховщикам, кредитным союзам и другим небанковским финансовым компаниям

В конце апреля Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг своим распоряжением №390 создала государственное предприятие «Информационно-технический центр». Сфера деятельности ИТЦ поражает своим разнообразием. Компания намерена зарабатывать и обучением, и предоставлением юридических услуг, и анализом финансового состояния компаний, и изготовлением бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности. «В уставе заложен стандартный набор услуг, а на самом деле мы пока точно не знаем, над чем предприятие будет работать. Возможно, над унификацией отчетности. Может быть, над созданием Бюро убыточных клиентов страховых компаний, о чем нас очень просят страховщики», — объясняет глава Госфинуслуг Василий Волга (на фото).

Участники рынка уверены: предприятие создано для того, чтобы заработать на компаниях с подконтрольных Госфинуслуг рынков — страховщиках, кредитных союзах, негосударственных пенсионных фондах, финансовых компаниях и ломбардах. Мол, большинство услуг будут им навязываться, а предоставляться они будут, естественно, не бесплатно.

Согласно уставу компании, одной из основных целей ее деятельности является получение прибыли. В Госфинуслуг подтвердили, что основным  аргументом для создания ИТЦ стало недостаточное материальное обеспечение Комиссии, а также необходимость работать с рынками на более качественном уровне. «Комиссия находится в очень плачевном материально-техническом состоянии. Финансирование на Комиссию смешное — $2,5 млн. в год, тогда как средняя годовая зарплата только одного инспектора подобного регулятора в Германии составляет 60 тыс. евро в год, а материально-техническое обеспечение там такое, о котором нам приходится только мечтать. Кроме того, нам необходимо переходить на международные стандарты финансовой отчетности, для чего нужны средства в объемах, которые государство, к сожалению, выделить не может. По этой причине и создано это госпредприятие», — объяснил «ДЕЛУ» глава Госфинуслуг Василий Волга.

Участники рынка к созданию «Информационно-технического центра» (ИТЦ) при Госфинуслуг отнеслись неоднозначно. «Любой посредник между регулятором и рынком — это дополнительный налог на участников рынка, который они, естественно, переложат на плечи потребителям», — утверждает руководитель одной из общественных организаций на рынке небанковских финансовых услуг.

А президент Украинской федерации страхования Александр Завада видит в такой компании позитив. «Если предприятие возьмет на себя функции подготовки нормативных и других документов и избавит рынки от бумажной работы, то это хорошо. Главное — точно знать, чем оно будет заниматься», — говорит он.

Прибыльная работа

Среди самых доходных видов деятельности, которыми может заняться «дочка» Госфинуслуг, эксперты называют разработку и продажу компаниям программного обеспечения. Только страховщикам эти услуги обходятся в миллионы долларов. В компаниях опасаются, что с приходом ИТЦ этот рынок может быть монополизирован и цены на программное обеспечение и его обслуживание могут существенно вырасти.

Десятки миллионов гривен стоит и создание базы данных рынка «автогражданки», в которой будет размещаться подробная информация по каждому из продавцов полисов ОСАГО (объемы собранных премий, выплат и т.д.). Над разработкой этой базы МТСБУ и страховщики бьются не первый год, так как финансово это довольно емкий проект. В страховых компаниях допускают, что и это задание будет возложено на ИТЦ.

Бюджет бланками полнится

Еще одно важное и прибыльное направление деятельности, которым теперь сможет заниматься ИТЦ, это разработка и изготовление бланков ценных бумаг и документов строгой отчетности. Многие опрошенные «ДЕЛОМ» эксперты предполагают, что Госфинуслуг хочет установить монополию на торговлю бланками полисов ОСАГО.

Сегодня такие полисы сами страховщики, или по их поручению Моторное (транспортное) страховое бюро Украины, покупают у шести полиграфических предприятий, имеющих право печатать и реализовывать документы строгой отчетности. За счет конкуренции между этими предприятиями страховщикам удается снизить стоимость бланков. «А теперь новая команда регулятора хочет сама торговать этими бланками, чтобы заработать на самом массовом и растущем виде страхования. Ведь понятно, к какому предприятию вынуждены будут идти страховщики, а монополист всегда устанавливает цены намного выше», — считает топ-менеджер одной их крупнейших страховых компаний Украины. По его словам, новое предприятие повысит цены на бланки в разы, что в итоге отразится на потребителях.

Впрочем, даже в нынешнем виде объем заказа впечатляет: в 2009 году таких бланков (и госзнаков защиты) только одно МТСБУ заказало примерно 10 млн. шт. по цене около 2 грн. за комплект (бланк полиса и знака ОСАГО).

В свою очередь Василий Волга уверяет, что предприятие будет работать в рамках действующего антимонопольного законодательства. Хотя он и не отрицает того, что «дочке» может быть дано право торговать бланками полисов ОСАГО. Регулятор объясняет это не личными интересами кого-либо из его команды, а необходимостью навести порядок в этом процессе и дать возможность заработать государству. «Когда говорим о том, что коммерческие структуры и саморегулирующая организация зарабатывают на ОСАГО себе в карман, это нормально. А как только государство решило заработать денег, сразу возникают вопросы — что-то тут не так. Скажу только одно: на бедных компаниях Госфинуслуг зарабатывать не будет, а богатым придется делиться», — подытожил глава Комиссии.

Чем сможет заниматься «Информационно-технический центр»:

- предоставление услуг сторонам и участникам рынка финансовых услуг согласно действующему законодательству;

- подготовка, учеба, переподготовка и повышение квалификации работников рынка финансовых услуг;

- предоставление услуг в отрасли маркетинга, управления, рекламы, подготовке кадров (стажировка) для финансовых учреждений;

- организация и проведение семинаров, круглых столов, форумов, конференций, пресс-конференций, курсов, симпозиумов, учеб, в том числе заочных и дистанционных, других образовательных мероприятий; выставок по вопросам деятельности рынка финансовых услуг;

- создание конкурентоспособных условий для участников рынка финансовых услуг;

- разработка предложений относительно координации деятельности участников рынка финансовых услуг;
- предоставление юридических, информационных и консалтинговых услуг относительно рынка финансовых услуг;

- предоставление информационных, методологических, маркетинговых, консультационных, справочных, юридических и других услуг юридическим и физическим лицам;

- подготовка выводов и предложений относительно функционирования рынка финансовых услуг и финансовых учреждений;

- исследование конъюнктуры рынка финансовых услуг и выявления общественной мысли;

- изучение влияния макроэкономических процессов на развитие рынка финансовых услуг в Украине;

- разработка и издание справочной, методической, учебной, рекламной продукции, ее распространения, в т.ч. в электронном виде;

- издание печатной продукции, в том числе методически-учебных материалов, газет, журналов, рекламно-информационных бюллетеней, и тому подобное;

- осуществление издательской, посреднической и других видов производственной деятельности в соответствии с целью, определенной этим Уставом;

- разработка и изготовление бланков ценных бумаг, документов суровой отчетности;

- подготовка информационно-аналитических материалов на заказ финансовых учреждений;

- создание программно-аппаратного обеспечения участников рынков финансовых услуг и его инфраструктуры;

- создание и администрирования информационных баз, которые используются в деятельности финансовых учреждений;

- деятельность, связанная с банками данных;

- осуществление проектно-поисковых, научно-исследовательских и других работ относительно рынка финансовых услуг;

- содействие созданию условий для участия в инвестиционной деятельности юридических и физических лиц, представителей малого и среднего бизнеса согласно действующему законодательству;

- рекламная деятельность: реклама на телевидении и радио; реклама в печатных средствах массовой информации; реклама, которая размещается на отдельных специальных конструкциях, щитах, экранах, расположенных под открытым небом, на фасадах домов и сооружений (внешняя реклама); реклама, размещенная внутри домов, помещений, сооружений и тому подобное (внутренняя реклама); реклама на транспорте; реклама в кинотеатрах; реклама объектов промышленной собственности; разработка компьютерной, видео, анимационной и радио рекламы;

- проведение анализа финансово-хозяйственного положения финансовых учреждений;
- осуществление внешнеэкономической деятельности в соответствии с действующим законодательством Украины;

- расширение международного сотрудничества из развития рынка финансовых услуг;

- реализация продукции, в том числе и собственного производства;

- оптовая и розничная торговля продукцией и товарами народного потребления;

- приобретение ценных бумаг юридических лиц в соответствии с действующим законодательством Украины;

- эмиссия ценных бумаг и реализация их юридическим лицам, гражданам Украины и других государств в соответствии с действующим законодательством;

- создание, по согласованию с Органом управления имуществом, на территории Украины и за ее пределами филиалов и представительств с правом - открытие текущих счетов, утверждения положений о них;

- взаимодействие и обмен информацией в соответствии с требованиями действующего законодательства с органами государственной власти и предприятиями, которые принадлежат к сфере их управления.


Источник: Устав Информационно-технического центра", утвержденный распоряжением Держфінпослуг №390 от 29 апреля 2010 года