НБУ курс:

USD

42,04

-0,00

EUR

43,38

-0,00

Наличный курс:

USD

42,75

42,65

EUR

44,25

44,05

Спекулянты разоряют инвестфонды

Майские взлеты и падения фондового рынка, а также пробелы в законодательстве создали ситуацию, когда инвесторы открытых фондов могли получить гарантированную прибыль в 5-20% за несколько дней. В итоге на этот рынок хлынули миллионы «горячих» денег

прошлый месяц  активность инвесторов открытых фондов выросла в несколько раз. Так, за период с 4 по 25 мая инвесторы вывели из фондов открытого типа на 11,5 млн. грн. больше, чем вложили в них (данные Ассоциации украинского бизнеса). Однако уже за следующую неделю чистый приток средств в фонды этого типа составил 13,3 млн. грн. (Всего же по итогам мая приток средств в фонды составил 3,6 млн. грн.) Для сравнения, в апреле максимальный недельный приток/отток в фонды составлял не более 3,4 млн. грн.

Такая активность вкладчиков в прошлом месяце вызвана значительными колебаниями на отечественном фондовом рынке. С 1 по 25 мая индекс Украинской биржи рухнул на 43%, однако в последнюю неделю месяца тренд изменился и индекс отыграл 29,5%. При этом нередко в течение дня индексы росли или падали более чем на 10%. Такие фондовые «качели» привели на рынок коллективного инвестирования большое количество спекулянтов, которые, используя пробелы в законодательстве, смогли обеспечить себе гарантированную доходность. «За последние 2-3 недели оборот спекулятивных денег в сегменте открытых фондов составил не менее 20 млн. грн.», — говорит генеральный директор КУА «Райффайзен Аваль» Вадим Мосийчук. Ответ на вопрос, почему спекулянты шли в открытые фонды, а не прямиком на биржу через интернет-трейдинг, очень простой: купив средства украинских открытых фондов, они могли обеспечить себе гарантированную прибыль. «Украинское законодательство обязывает КУА продавать сертификаты открытых фондов по цене, которая соответствует стоимости акций на закрытии биржи на вчерашний торговый день», — объясняет управляющий активами КУА «Парекс Эссет Менеджмент» Алексей Дударенко.

Большие деньги — это просто

Стандартная схема заработка выглядит следующим образом: спекулянты, видя, что в первой половине дня рынок растет, идут в КУА и покупают сертификаты открытого фонда по «вчерашней цене». И как только в будущем (через день, два, неделю) рынок начинает идти вниз, они продают паи фонда, фиксируя прибыль по максимальной цене, которая была до начала падения, — гарантия заработка 100%. Если учитывать, что в конце прошлого месяца рынок за два дня (26-27 число) вырос на 25%, то зарегистрированный на этой неделе приток в 13 млн. грн. уже не кажется таким уж грандиозным. «Можно предположить, что денег было больше, просто часть спекулянтов уже успела выйти из фондов, зафиксировав прибыль», — говорит Мосийчук.

Несмотря на внушительные суммы в десятки миллионов гривен, количество инвесторов-спекулянтов пока еще незначительно. «Есть несколько десятков спекулятивно настроенных инвесторов, которые оперируют значительными суммами — от 300 тыс. грн. и больше. Как раз они и обеспечивают основной приток/отток в открытые ПИФы», — поясняет Алексей Дударенко.

Против лома…

По мнению управляющих, законодательная норма, обязывающая фонды продавать паи из расчета цен «вчерашнего рынка», несет в себе значительную опасность для существования в будущем такого сегмента коллективного инвестирования, как открытые фонды. «Если называть вещи своими именами, то подобные операции приводят к вымыванию капитала фонда, так как заработок фонда происходит только на бумаге из-за переоценки активов, а деньги он вынужден отдавать реальные. И если такие вещи будут происходить постоянно и в большом масштабе — это рано или поздно приведет к краху фонда», — уверен руководитель аналитического департамента ИГ «ТАСК» Андрей Шевчишин. В то же время реальных механизмов защиты от таких действий спекулянтов у управляющих нет. «Ряд открытых фондов вводит комиссию за вход/выход в размере 1-2%, однако при дневных колебаниях рынка на 10-15% они не станут преградой для спекулянтов», — считает Вадим Мосийчук. По его мнению, проблему можно было бы решить изменением законодательства: «В большинстве стран продажа-покупка сертификатов открытых фондов осуществляется по той цене, которая сформировалась в результате торгов на бирже в этот же день. То есть инвестор, подавая заявку на покупку-продажу паев, не знает, какой будет цена».


277 млн. грн. на начало июня составляли суммарные активы всех украинских открытых фондов.