HR в ритме стартап. Как найти уникальную формулу управления персоналом

Бизнес постоянно поднимает для HR планку и заставляет выходить из зоны комфорта. При этом каких-то новых инструментов за последние годы в управлении персоналом не появилось. Как в этой ситуации найти свою, уникальную формулу управления талантами?
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

В быстром меняющемся нестабильном мире выживать и развиваться становится все труднее. Это как естественный отбор: если условия среды изменились, то неважно, большой ты или маленький, зубастый или пушистый, быстрый или неповоротливый — ты должен изменить себя или придется умереть. У представителей флоры и фауны на изменение себя под условия среды было много времени, а вот для жителей современных бизнес-джунглей отбор ускорился в миллионы раз. И продолжает неумолимо ускоряться. Как Алисе Льюиса Кэрролла, нам нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!

А вот HR-инструменты, мне кажется, застыли во времени. Кроме все более активного использования мобильных платформ и игровых симуляций для отбора и обучения персонала за последние несколько лет не придумали ничего нового. У HR-менеджера все тот же классический набор: ключевые показатели эффективности, индивидуальные планы развития, ежегодная оценка деятельности, кадровые резервы, корпоративные университеты, тренинги и т.д. и т.п.

Для стартапов или такой компании как UMG, которая развивает новые направления бизнеса, этого недостаточно.

И как же быть HR-у в такой ситуации?

Представьте, стартует новый бизнес с новыми правилами игры, который требует от сотрудников новых качеств и компетенций. Обязательные требования: быстрый результат, минимальные затраты временных и финансовых ресурсов, высокий уровень вовлеченности сотрудников в процесс.

Вот несколько рекомендаций о том, как эффективно внедрить стартап-культуру и построить свою персональную HR-формулу.

1. Главная задача — найти и поддержать в сотрудниках "сумасшедшинку". Как ни странно, но даже в индустриальной компании на первый план выходит такая компетенция, как предпринимательство. Для HR-специалистов это, наверное, звучит немного безумно: где предпринимательство и где индустрия? Тем не менее, это так. UMG активно привлекает людей с такой "сумасшедшинкой" в крови, с предпринимательством, зашитым в ДНК. Речь идет об умении увидеть идею там, где ее никто не заметил. И мало того — взять на себя ответственность за реализацию этой идеи. И, конечно же, достичь результата, потому что именно результатом измеряется эффективность бизнеса.

Людей предпринимательского склада характера нужно уметь поддержать и удержать. Вы не можете просто посадить их за рабочее место и сказать: "Работай вот отсюда и до обеда. И я буду каждые 15 минут тебя контролировать и проверять". Им нужна свобода. И поэтому UMG пришла к необходимости создания культуры стартапа, которая присуща IT-отрасли. Мы подсмотрели у них самое главное: как создавать условия для наших сотрудников и давать им возможности для реализации.

2. "Витаминки". Все мы хотим найти "волшебные таблетки" — инструменты, которые смогут упростить и улучшить нашу работу прямо завтра. Есть и прикладные решения, которые действительно работают. Конечно, это не "волшебные таблетки", а скорее "витаминки". Например, шахматы, которым более 1,5 тысячи лет! Можно прочесть тонны книг о том, как развить стратегическое мышление у сотрудников. Можно посетить безумное количество тренингов, благо их сейчас масса. Но когда ты садишься за шахматную доску, в этой реальности, пусть и игровой, нужно продумывать свой путь к успеху, просчитывать стратегические шаги.

3. Чтение и дискуссия. Говорят, что есть только два способа стать умнее: читать умные книги и разговаривать с умными людьми. Что ж, одно другому не противоречит. Именно поэтому мы активно используем такие "витамины", как книжные клубы и дебат-клубы. Участие в таких мероприятиях помогает сотрудникам значительно улучшить навыки ораторского мастерства, силу убеждения, попробовать себя в разных ролях, избавиться от страха публичных выступлений, убрать лишнее волнение. А также подискутировать и найти аргументы, которые сможет услышать другая сторона.

4. Стройте команду небанально. Стандартный тимбилдинг уже не работает, поэтому нужно подходить к сплоченности коллектива шире. Например, сотрудники UMG регулярно играют в футбол, баскетбол и волейбол. А кроме того, сплавляются на рафтинге, покоряют горные вершины, и все это для того, чтобы одной командой, одним коллективом достичь общей цели. Еще одна наша "фишка" — квесты и кейсы. С их помощью можно в игровой форме, в непривычном составе (когда в команды объединяются сотрудники из разных департаментов) получается найти решения для нестандартных задач. Еще один интересный инструмент тимбилдинга — это игра в "Мафию". Кроме прочего она учит внимательности, учит читать оппонента и подмечать детали. Такие навыки сильно помогают в переговорном процессе.

5. Ищите креативные решения. Чтобы сделать вашу формулу управления персоналом по-настоящему уникальной, нужно добавить в нее изюминку. В UMG мы, к примеру, применяем упражнения, основанные на психодинамических практиках Георгия Гурджиева. Эти упражнения помогают лучше владеть своими эмоциями, снимать напряжение и быстро выходить из стрессовой ситуации. Ведь когда ты в игровой форме выходишь из зоны комфорта, у тебя приобретается навык, который затем можно применять и в повседневной жизни, и в бизнесе.

Как видите, это лишь несколько примеров того, как имея на руках даже простые "бюджетные" решения, вы можете продолжать экспериментировать и "прокачивать" необходимые навыки и ценности. Для нас это — проактивность, ответственность, предпринимательство, креатив и ориентация на результат.