Почему в Европе выступают против "золотых парашютов" для топ-менеджеров и каковы их перспективы в Украине

Екатерина Власова, старший консультант кадрового холдинга "Анкор" в Украине, рассказала Delo.UA, какие топ-менеджеры в Европе получают "золотые парашюты" и насколько перспективно развитие подобных мотивационных схем в Украине

Термин "золотой парашют" возник в конце 70х годов прошлого века в США, но с развитием экономики Украины и выходом на наши рынки западных компаний, внедрением новых корпоративных культур практика "золотых парашютов" (они же "золотые рукопожатия") приобретает популярность и в нашей стране. "Золотой парашют" — это компенсация (денежная сумма в размере нескольких годовых окладов/или премий, акций компании или дополнительных привилегий), которая выплачивается топ-менеджеру или особо ценному сотруднику крупных компаний в случае прекращения с ним трудовых отношений по желанию работодателя.

Появление таких мотивационных схем было спровоцировано дефицитом кадров и желанием работодателей привлечь к сотрудничеству только лучших из лучших. Компании стали предлагать бонусы по достижению бизнес-результатов и желаемых финансовых показателей, а также "золотой парашют". Он служил своеобразной "подушкой безопасности" для менеджера высшего звена на случай если его экспертиза "не подойдет" компании. Также считается, что данный инструмент мотивирует менеджера эффективно работать и способен обезопасить владельцев компаний от возможного недовольства топ-менеджмента в случае увольнения.

Естественно, не все работодатели и не всем кандидатам предлагают "золотой парашют". Данный пункт включается в трудовое соглашение только в том случае, когда собственник и акционеры видят в этом экономическую целесообразность в виде привлечения в компанию лучших менеджеров, способных применить свою уникальную экспертизу. Кроме того, в случае сделок M&A (слияния или поглощения) наличие "парашюта" подстраховало бы топ-менеджмент поглощенной компании в случае смены управленческого состава. Ведь новым собственникам/акционерам бизнеса не обязательно захочется возмещать обещанные топ-менеджерам компенсации. Но поскольку ни одна компания не ставит целью нанять менеджера и обязательно его уволить, то "золотой парашют" необходим только на крайний случай и обуславливает определенные репутационные риски.

На Западе включение пункта о компенсации в случае досрочного прекращения трудового договора давно является распространенной практикой. Причем, в отличие от нашей страны, в Европе и Америке на выходное пособие могут рассчитывать не только руководители высшего звена, но и "средний класс" компаний.

В зависимости от уровня позиции и размера выплат "парашюты" условно могут подразделяться на "золотые" — для руководителей, "серебряные" — для менеджеров среднего звена, и даже "жестяные", которые выплачиваются везунчикам из рядов младшего менеджмента и ведущих специалистов. Правда, чаще всего обладатели "жестяных" премий могут рассчитывать в лучшем случае на один или два месячных оклада. Мелочь, конечно, но приятно. Что же касается сумм "золотых" и "серебряных" выплат, то они могут различаться в десятки, а то и сотни раз. Верхний предел иногда превосходит все мыслимые границы.

Однако в последнее время и в Штатах и в Европе с "золотыми парашютами" активно борются, видя в них одну из причин глобального экономического кризиса. В некоторых странах наличие "парашютов" выносят на голосование граждан.

Так, к примеру, в Швейцарии в 2013 году состоялось голосование, согласно которому швейцарцы хотели бы упразднить наличие "парашютов" для должностных лиц государственного сектора, а также глав швейцарских компаний, чьи акции размещены на биржах.

После проведения данного голосования и возмущения акционеров основателя и бессменного председателя совета директоров крупной оригинальной фармацевтической Швейцарской компании лишили "золотого парашюта" в размере 72 млн швейцарских франков и сняли с него ограничение о конкуренции (в планах компании был взаимовыгодны обмен: 72 млн швейцарских франков на обещание топ-менеджера в течение 6 лет не работать в компаниях-конкурентах и не давать им консультаций о ведении бизнеса). Теперь бывший топ-менеджер этой компании может работать где захочет.

Принято считать, независимо от того, кем является компания-работодатель, что объем выплат по "золотым парашютам" редко составляет более одного процента от текущей рыночной стоимости корпорации или не более трех годовых заработных плат менеджера, причем коэффициент тоже может отличаться: чем более высокую должность занимает менеджер тем выше коэффициент, и наоборот. Для топ-менеджеров применяется множитель, равный трем, для ключевых менеджеров среднего звена коэффициент снижается до двух, а для наиболее ценных сотрудников компании, не имеющих отношения к управленческому звену, он обычно близок к полутора или единице.

По данным западных медиа, размер "золотых парашютов" для представителей топ-менеджмента рынка медицины и фармации в Европе и США может быть очень разным и варьироваться от 6 до 60 миллионов евро.

"Золотой парашют" может быть эффективным способом не расставаться с топ-менеджером, если он обещан сотруднику за выслугу лет. То есть, чем больше топ-менеджер руководит компанией, тем больше размер его компенсации. Но эту компенсацию могут себе позволить финансово обеспеченные компании. К примеру, исследование еще далекого 2001 года, проведенное среди компаний из списка Fortune 1000, показало, что "золотые парашюты" имеют 81% таких компаний.

"Золотые парашюты" в Украине

Еще лет 15 назад о "золотых парашютах" в Украине мало кто знал. Зачастую иностранцы, приезжавшие на работу в Украину в середине 90-х — начале 2000-х, просили включить "золотой парашют" в контракт, чтобы снизить для себя риски. О фактах и объемах таких компенсаций на сегодняшний момент можно только догадываться.

На практике получить такое пособие топ-менеджер может в случае, если он докажет свою исключительную компетентность на рынке, покажет опыт, навыки и умения, которые позволят компании-работодателю занять лидирующие позиции; если топ-менеджер выступит с инновационными идеями по развитию бизнеса или планом по кризис-менеджменту, в случае необходимости. На такую компенсацию могут рассчитывать и опытные лоббисты с хорошей репутацией, и специалисты по связям с правительственными органами, и выдающиеся знатоки законодательства — в общем, управленцы, чьи компетентность и вклад в бизнес предприятия будут ценнее возможных будущих выплат.

Правомерны ли подобные "выходные пособия"? Ответить на этот вопрос нелегко, необходимо проанализировать ситуацию с двух сторон. Даже самые дорогие товары, тем не менее, покупают. Если бы на них при такой стоимости не было спроса, цена однозначно была бы ниже. Аналогичная ситуация и в случае выплаты "золотых парашютов": просто спрос на топ-менеджера находит предложение. Уровень заработной платы и другие компенсационные выплаты устанавливаются рынком, а не желанием конкретного сотрудника или работодателя. Поэтому если на пункт о "золотом парашюте" есть спрос, значит, будет и предложение.