НБУ курс:

USD

41,25

--0,08

EUR

43,56

--0,13

Наличный курс:

USD

41,65

41,58

EUR

44,12

43,95

Европа вступила в новый год со старыми долгами

Европа в результате кризиса банковской системы и экономической рецессии вступает в 2010 год в состоянии долгового кризиса. При этом рейтинговые агентства готовы к дальнейшему понижению долговых рейтингов
Відкрийте нові горизонти для вашого бізнесу: стратегії зростання від ПриватБанку, Atmosfera, ALVIVA GROUP, Bunny Academy та понад 90 лідерів галузі.
12 грудня на GET Business Festival дізнайтесь, як оптимізувати комунікації, впроваджувати ІТ-рішення та залучати інвестиції для зростання бізнесу.
Забронировать участие

кризиса банковской системы и экономической рецессии еврозона вступает в 2010 год с полным долговым кризисом, пишет The Wall Street Journal. Состояние госфинансов в половине из 16 стран еврозоны может быть неустойчивым, предупреждает Еврокомиссия.

Очевидно, что в ближайшие годы европейские правительства будут искать некий баланс в решении острых проблем госдолга и дефицитов, при этом стараясь не поставить под угрозу наметившееся, по-видимому, восстановление экономики.

Даже самые убежденные оптимисты в Брюсселе и Франкфурте понимают, что это будет сложный процесс, тем более что рейтинговые агентства готовы к дальнейшему понижению долговых рейтингов, а рынки облигаций ежедневно выставляют оценку успехам правительств.

Были понижены рейтинги Греции и Испании. То же может ждать Ирландию и Португалию. Есть риск и более массового снижения рейтингов, если правительства европейских стран не приведут в порядок финансовую систему.

Агентство Fitch в декабрьском отчете предупредило, что в частности могут быть снижены рейтинги Великобритании (которая не входит в еврозону), а также Испании и Франции (входят в еврозону), если в 2010 году они не сформулируют более реальные программы консолидации бюджета.

В то время как валютный союз сталкивается с первым серьезным испытанием финансовой устойчивости, финансовые рынки хеджируют позиции. Евро завершил 2009 год падением с максимумов, достигнутых за год, пишет пишет The Wall Street Journal.

Экономисты опасаются, что на устранение бюджетных разрушений могут уйти годы. Рецессия, которая началась в еврозоне в середине 2008 года, привела к сокращению налоговых поступлений и спровоцировала рост расходов на соцобеспечение. Миллиарды евро, выделенные в рамках программ бюджетного стимулирования и пакетов финансовой помощи банкам, нанесли завершающий удар по госфинансам.

Инвесторы требуют повышенных премий по долгам стран с высокими уровнями долга и дефицита. Правительствам это грозит увеличением расходов по обслуживанию долга, что еще более усугубляет нагрузку на бюджет.

Есть также опасения по поводу угрозы «двойного дна» рецессии, в случае если правительства неправильно выберут темпы и сроки бюджетной консолидации и заглушат экономический подъем. Но при этом беспокоит и перспектива снижения рейтингов и роста риска дефолтов в случае промедления.

По региону в целом в 2009 году уровень бюджетных дефицитов вырос до 6,4% ВВП по сравнению с 2% годом ранее. Согласно прогнозам ЕС, этот показатель повысится почти до 7% в 2010 году.

Председатель ЕЦБ Жан-Клод Трише (Jean-Claude Trichet) выразил опасения, что бесконтрольные государственные заимствования могут помешать ему в борьбе с инфляцией. Но чиновники ЕЦБ также признают, что таким странам, как Греция и Испания, возможно, потребуется быстрее принимать меры к сокращению дефицитов и объемов долга, заполонившего европейские рынки облигаций.

В противоположность этому Германия и Франция в 2010 году будут увеличивать расходы, чтобы усилить бюджетное стимулирование, в случае с Францией это будет означать рост бюджетного дефицита до уровня свыше 8% ВВП, согласно оценкам ЕС. Опасения для Берлина и Парижа связаны с тем, что растущая безработица, которая продолжает повышаться даже на начальных этапах восстановления, будет сдерживать внутренний спрос (даже если не будут преждевременно свернуты программы правительства).

В центре внимания в 2010 году будет по-прежнему Греция и ее бюджетный дефицит, который сейчас — на уровне 12,7% ВВП — в четыре раза превосходит предел, установленный ЕС. Правительство Греции пытается добиться политического согласия в парламенте, чтобы сократить расходы, не спровоцировав новую волну социальных беспорядков, как было в конце 2009 года.

Мало кто из европейских наблюдателей верит, что еврозона позволит тому или иному государству еврозоны допустить дефолт, дискредитируя евро и саму философию валютного союза. Если ситуация зайдет столь далеко, правительства стран еврозоны, вероятно, поспешат предусмотреть некий план спасения, приняв часть долгов Греции или предоставив финансовые гарантии.

Словно пытаясь предусмотреть все возможные варианты, эксперт юридического совета ЕЦБ в декабре проанализировал в рабочем документе порядок и условия, при которых та или иная страна еврозоны может выйти или быть исключенной из союза.

Брюссель рассматривает Грецию как источник серьезных опасений, но призывает и другие страны привести госфинансы в устойчивое состояние по показателям заимствований и долга.

ЕЦБ столь же неумолим. «Нужно четко дать понять: у ЕЦБ нет таких полномочий и намерений принимать во внимание ситуацию в каждой конкретной стране, в особенности когда речь идет о госфинансах», — заявил австрийский представитель управляющего совета ЕЦБ Эвальд Новотны (Ewald Nowotny) в интервью The Wall Street Journal в декабре.

Таким образом, лидерам национальных государств остается на свое усмотрение возлагать нагрузку на население в тех или иных сочетаниях увеличения налогов, сокращения расходов или свертывания социальных программ, пишет The Wall Street Journal. В следующие два года можно будет видеть, как будут разворачиваться меры по стабилизации бюджетов и как они будут восприниматься. Первая глава этой истории начнется в январе, когда Греция, как ожидается, должна представить радикальный план пересмотра фискальной системы.